Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Педагогическая теория » Формирование связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости » Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Страница 2

Пример: Детям раздаются карточки с изображаемыми предметами одежды, а они должны ответить на вопрос: "Что ты оденешь сегодня на прогулку?", употребляя в ответе то, что изображено на карточке: "Сегодня на прогулку я одену панамку, синее платье и туфли, или куртку, шапку и резиновые сапоги и т.д.".

3. Составление загадок.

Пример составления загадок детьми: Детям предлагаются карточки с изображаемыми предметами-отгадками, а им необходимо составить загадку, опираясь на внешние признаки предмета: "Два колеса, руль, рама, багажник (велосипед)", или на обобщающее слово "Домашнее животное, маленькое, пушистое (кошка)".

Конструктивные упражнения.

В конструктивных упражнениях дается речевой материал, грамматическая структура подбирается в процессе построения предложений.

Упражнения:

1. Распространение предложений;

Пример: Дается предложение: "У Кати есть мяч" Детям предлагается с помощью прилагательных распространить предложение: "У Кати есть зеленый мяч" или: "У Кати есть большой зеленый мяч". Или распространить предложение, пользуясь вопросами: "Поезд идет (какой?), (куда?)".

2. Восстановление деформированного предложения;

Пример: Дается предложение, где слова расположены в неправильном порядке: "Маше кукла купила мама". Учащимся предлагается расставить слова так, что бы получилось красивое и правильное предложение: "Мама купила Маше куклу".

3. Составление сложных предложений из двух простых или из предложений, включающих в себя однородные члены.

Пример: Дается два предложения: "Пошел сильный дождь. Все дети побежали домой" и предлагается составить из них одно предложение: "Пошел сильный дождь, и все дети побежали домой".

Творческие упражнения.

Творческие упражнения предполагают самостоятельное составление предложений учениками.

Упражнения:

1. Самостоятельное составление предложений по иллюстрации, серии иллюстраций.

2. Самостоятельное составление предложений по опорным словам.

Пример: Даются слова (мяч, игра, мальчик, девочка), с помощью которых предлагается составить предложение: "Мальчик и девочка играли в мяч".

3. Самостоятельное составление предложений по представлениям.

Пример: Дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце, о любимом животном).

Таким образом, подготовительный этап является базой для формирования связной монологической речи.

II Этап - Основной

Одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу. Цель обучения пересказу - это формирование у учащихся отчетливой и правильной устной речи.

Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Ее цель: уточнение содержания, активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования. Помимо этого проводится специальный лексический разбор, это способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: "Вслушивайтесь, как я читаю".

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ (3-7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
Каждая вновь возникшая область науки начинала свое развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений, например химия — с открытия химических элементов и описания их свойств, биология — с изучения отдельных организмов и их видов, их классификации и систематизации. На бол ...

Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...

Самообразование школьников
Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru