Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Педагогическая теория » Формирование связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости » Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Страница 3

Для обучения пересказу используются следующие приемы:

1. Подробный или близкий к тексту пересказ.

2. Выборочный пересказ.

3. Краткий пересказ.

4. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

5. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Подробный или близкий к тексту пересказ.

Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к учащимся с вопросом: " Как эта мысль выражена в тексте писателя?". Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах. Важную роль играют вопросы по содержанию рассказа, но их роль постепенно необходимо уменьшать, а сами вопросы должны становиться более широкими и общими. При подробном пересказе дети часто сталкиваются с типичными трудностями, поэтому для избегания затруднений необходимо убедить учащихся, что начать пересказ можно своими словами. Для боле равномерного пересказа помогает такой прием, как деление текста на части, составление плана и пересказ по частям (См. приложение 1).

Пример вопросного плана для пересказа текста "Окунь":

1. Где живет окунь?

2. Что есть у окуня?

3. Как окунь защищается?

4. Кто главная добыча окуня?

5. Кто враги окуня?

Используя данный вопросный план, учащиеся пересказывают текст. Нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Пересказывая текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например, учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.

Выборочный пересказ.

При выборочном пересказе учащимся предлагается пересказать не весь текст целиком, а отдельные его части, например, пересказать встречу двух персонажей или пересказать только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от учащихся, что бы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана (См. приложение 2).

Образец плана для пересказа текста "Цветок или волчья пасть?":

1. Ребята идут из школы.

2. теплый весенний день.

3. Сережа видит белую розу.

4. Коля видит страшного волка.

5. Каждый видел свое.

Логопед учит детей пользоваться планом текста, предлагает рассказать подробно об одном из мальчиков, далее о другом.

Краткий пересказ.

Не рекомендуется использовать для сжатого пересказа описательные тексты. Работу по обучению краткому пересказу начинают с прочтения текста учителем, далее можно предложить прочитать текст одному или двум сильным ученикам вслух. Внимательно перечитывая текст отмечается важное и основное. Нельзя допускать механического сокращения текста - простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Проводится работа по делению текста на части, по которым в дальнейшем составляется словесный план. Логопед просит детей определить, сколько частей в рассказе, прочитывает часть и предлагает определить пункт плана.

Пример плана для пересказа текста "Суслик и хомяк":

1. Два друга.

2. Беда.

3. Спасение.

4. На свободе.

Что бы дети лучше поняли суть краткого пересказа, учитель просит их кратко пересказать текст по плану, а потом читает изначальный вариант рассказа и предлагает детям сравнить их. Таким образом, учащиеся делают вывод, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, так как в нем рассказывается только самое главное.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Структура культуры
Структура культуры будущего специалиста состоит из следующих составляющих: мышление; эмоционально-волевые проявления; способы деятельности и поведения; ценности и ценностные ориентации; знания; опыт; традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, ...

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-тв ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru