Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Педагогическая теория » Формирование связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости » Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Страница 3

Для обучения пересказу используются следующие приемы:

1. Подробный или близкий к тексту пересказ.

2. Выборочный пересказ.

3. Краткий пересказ.

4. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

5. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.

Подробный или близкий к тексту пересказ.

Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к учащимся с вопросом: " Как эта мысль выражена в тексте писателя?". Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах. Важную роль играют вопросы по содержанию рассказа, но их роль постепенно необходимо уменьшать, а сами вопросы должны становиться более широкими и общими. При подробном пересказе дети часто сталкиваются с типичными трудностями, поэтому для избегания затруднений необходимо убедить учащихся, что начать пересказ можно своими словами. Для боле равномерного пересказа помогает такой прием, как деление текста на части, составление плана и пересказ по частям (См. приложение 1).

Пример вопросного плана для пересказа текста "Окунь":

1. Где живет окунь?

2. Что есть у окуня?

3. Как окунь защищается?

4. Кто главная добыча окуня?

5. Кто враги окуня?

Используя данный вопросный план, учащиеся пересказывают текст. Нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Пересказывая текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например, учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.

Выборочный пересказ.

При выборочном пересказе учащимся предлагается пересказать не весь текст целиком, а отдельные его части, например, пересказать встречу двух персонажей или пересказать только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от учащихся, что бы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана (См. приложение 2).

Образец плана для пересказа текста "Цветок или волчья пасть?":

1. Ребята идут из школы.

2. теплый весенний день.

3. Сережа видит белую розу.

4. Коля видит страшного волка.

5. Каждый видел свое.

Логопед учит детей пользоваться планом текста, предлагает рассказать подробно об одном из мальчиков, далее о другом.

Краткий пересказ.

Не рекомендуется использовать для сжатого пересказа описательные тексты. Работу по обучению краткому пересказу начинают с прочтения текста учителем, далее можно предложить прочитать текст одному или двум сильным ученикам вслух. Внимательно перечитывая текст отмечается важное и основное. Нельзя допускать механического сокращения текста - простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Проводится работа по делению текста на части, по которым в дальнейшем составляется словесный план. Логопед просит детей определить, сколько частей в рассказе, прочитывает часть и предлагает определить пункт плана.

Пример плана для пересказа текста "Суслик и хомяк":

1. Два друга.

2. Беда.

3. Спасение.

4. На свободе.

Что бы дети лучше поняли суть краткого пересказа, учитель просит их кратко пересказать текст по плану, а потом читает изначальный вариант рассказа и предлагает детям сравнить их. Таким образом, учащиеся делают вывод, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, так как в нем рассказывается только самое главное.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи р ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Возраст 14-15 лет является переходным периодом от старшего подросткового возраста в раннюю юность. Специфика состояния самосознания в данный возрастной период заключается в том, что оно только начинает формироваться и наиболее активное его развитие продолжается в последующих двух годах жизни ребенк ...

Анализ педагогических технологий с точки зрения эффективного применения на занятиях по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
В системе профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание занятий и методика их прове ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru