Умения, навыки, способы деятельности

Страница 1

В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и построения планов на будущее, открытость (по отношению другим и новому); терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм как философия жизни и т.п.

Из мыслительных личностных качеств следует особо выделить такие: аналитичность; рефлексивность; быстрота реакции; креативность; наблюдательность; критичность мышления; целостность мышления.

Из поведенческих - коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Личностные качества формируются как под влиянием внутренних факторов, зависящих от самой личности (ее направленности, способностей, характера и самоконтроля), так и внешних, зависящих от окружающей среды, в которой находится личность.

Личностные качества можно сформировать за счет индивидуального развития личности. По мере того, как психологи осознавали, что идеи индивидуального развития способствуют успеху, они стали разрабатывать обучающие программы "личного роста". Разработан ряд полезных идей относительно индивидуального развития:

каждый несет ответственность за свое обучение;

воспринимая свободно высказываемые взгляды окружающих, люди формируют представление о самих себе;

эффект обучения выше, если знания приобретаются непосредственно, а не через вторые руки;

человек должен иметь шанс для личных достижений и творческой деятельности;

вариантов решений гораздо больше, чем обычно признается людьми;

эмоции и чувства играют важную роль в жизни каждого человека, мы же по недоразумению зачастую игнорируем их;

взаимоотношения с другими людьми часто бывают гораздо глубже, чем нам кажется;

чрезвычайно важно выявлять индивидуальность каждого человека.

Если студент не может себе позволить курсы обучения, посвященные индивидуальному развитию, он может использовать принципы этого обучения в своей повседневной жизни. Ведь индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал. Конечно, существуют пределы индивидуальных способностей: возраст, здоровье, семейная ситуация, образование, вполне реальные ограничения может накладывать внешняя среда и прочее. Однако, если он попробует хотя бы отчасти преодолеть те ограничения, которые видит, то окажется, что многие из них лишь казались непреодолимыми. Но для этого нужно решиться попробовать.

Индивидуальное развитие зависит от устранения естественных пределов и ограничений не меньше, чем от приобретения новых навыков и знаний. Вот лишь некоторые из многочисленных факторов, которые мешают молодым людям реализовывать свой потенциал.

Влияние семьи. В начале жизни дети накапливают знания об окружающем мире. Жизненный опыт не позволяет ребенку узнать о существующих возможностях, выработать соответствующий способ поведения. Ребенку свойственно подражать поведению родителей и других значимых для него людей, воспроизводить их отношения, хотя бывает, что он ведет себя противоположным образом. Но почти всегда дети усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе. Сформировавшие людей установки коренятся так глубоко, что их влияние обычно не замечается, и человек может прожить всю жизнь, реализуя "программу", заложенную еще в детстве.

Собственная инерция. Иногда люди смиряются с невозможностью перемен и развития. Вероятно, они пытаются что-то изменить, но у них ничего не получается. Удрученные неудачей, они спрашивают: "В чем дело?" Подобная ситуация может иметь серьезные последствия, поскольку эти люди капитулируют раньше, чем выложатся по-настоящему, и в итоге подрывают всякую вероятность успеха. Любая перемена возможна лишь при условии преодоления инерции, а это требует затрат энергии и настойчивости.

Преждевременное разочарование. Порой человек начинает заниматься саморазвитием, но терпит неудачи и деморализуется. Любое препятствие вызывает у него упадок сил, поэтому результат достигается незначительный. Когда устанавливается позиция "ничего нельзя сделать", неудачи будут повторяться. В реальной действительности могут возникать серьезные препятствия, и человек в столкновении с ними может спасовать. Однако преодолев чувство разочарования, он получает возможность вступить в борьбу с удвоенными усилиями.

Недостаток поддержки. Индивидуальное развитие часто предполагает тесные контакты с другими людьми. Когда человек пытается что-либо изменить, возникает определенный риск: возможны неудачи, неопределенность, нарушение сложившегося порядка вещей. Поддержка других людей помогает преодолеть неизбежные трудности, возникающие в ходе перемен. Сравнивая себя с другими, люди лучше осознают собственные достоинства.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Существующие подходы к обучению информатике в начальной школе
Отдельные измерения по шаблону, без идеи и интуиции об общем строении, вряд ли могут сдвинуть нас с места…Задача методики заключается не только в том, чтобы научить измерять, но и в том, чтобы научить видеть, мыслить, связывать… Л.С.Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника. Современ ...

Теоретические основы формирующего эксперимента
связная речь дошкольник ребенок задержка развитие Работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития основывается на следующих теоретических положениях и принципах. В структуре речевого расстройства детей с задержкой психического развития первичным является семантич ...

Тестирование в текущем контроле
Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и диагностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально-ориентированными: если процент ошибок учащегося превышает критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru