Умения, навыки, способы деятельности

Страница 2

Неадекватная обратная связь. Каждый человек судит и оценивает других. Иногда эти оценки сродни комплименту, но чаще они критичны. Нередко можно видеть реакцию других, наблюдать, как они осуществляют выбор, решают проблемы. Но очень редко вы ощущаете себя свободным в выражении своих чувств и представлений о других, во многих социальных группах даже принято считать, что это просто невежливо. В результате, к сожалению, пропадает ценная информация, которая была бы весьма кстати для развития человека.

Враждебность других. Каждый человек вовлечен в тонкую паутину социальных отношений с людьми, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными, им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в вас перемена может угрожать им или вносить в их жизнь дискомфорт. Часто не понимая, что с вами происходит, они стараются всячески саботировать ваши попытки что-либо изменить, подвергая их сомнению, высмеивая, а порой вступая с вами в прямой конфликт.

Недостаточность ресурсов. Есть люди, которые проще, чем другие осуществляют всякие перемены. Например, возможности выбора для одаренного студента 21 года во много раз выше, чем для 60-ти летнего человека с плохим здоровьем. Иногда человек случайно совершает важный прорыв, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации. Это, как правило, исключения, а каждому человеку целесообразно со всей объективностью оценивать свои возможности и ресурсы. Заманчивые фантазии могут волновать воображение, но реальный рост берет свое начало в будничных событиях и поступках.

Индивидуальное развитие - это процесс, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красоте. Индивидуальное развитие - это борьба с трудностями и принятие риска быть более открытым и правдивым во всех сферах своей жизнедеятельности.

На формирование личностных качеств будущего специалиста существенное влияние может оказать создание психологической службы в ВУЗе. В самом общем виде функцию психологической службы в ВУЗе можно определить как организацию психологической помощи студентам и преподавателям; анализ психологического климата в коллективах и причин часто возникающих (типичных) трудностей (особенно причин ухода студентов из ВУЗа); проведение тестовых обследований; выдача руководству ВУЗа рекомендаций по преодолению выявленных недостатков. Психологическая помощь может осуществляться через консультирование (студентов и преподавателей) и профессиональную ориентацию (в основном студентов). Последняя включает в себя, прежде всего, проблемы выбора профессиональной карьеры и путей подготовки к ней, что, в свою очередь, предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей студентов.

Консультирование может касаться собственно проблем обучения (трудности с усвоением материала, формированием учебных навыков, организацией учебной деятельности и т.п.) и личностных проблем (эмоциональные перегрузки, конфликты с преподавателями и сверстниками, повышенная тревожность, фобии, любовные неудачи и т.п.). Консультанты обычно обращают внимание и на другие проблемы, могущие повлиять на психологическое состояние студентов, - здоровье, финансы, жилье, питание и т.п.

В зависимости от величины ВУЗа, а также от характера задач психологической службы, ее штат может включать профессиональных консультантов, не ведущих преподавательской работы, или совместителей, которые сочетают работу консультанта с чтением курсов по психологии или педагогике. В некоторых вузах оказывается достаточно много студентов с "пограничными состояниями", для которых требуется уже психиатрическая помощь. Это делает особенно актуальной координацию работы психологической службы с социальными и медицинскими службами. Чтобы "проблемные студенты" (часто обращающиеся за психологической помощью) полностью не оттеснили своих более благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся в психологической помощи товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения на число обращений в психологическую службу для одного студента.

Методы психологического консультирования в ВУЗе включают: совет; тренировку или специальное обучение; интерпретацию ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; интервью, психологическое тестирование, групповые дискуссии и т.п. В значительной степени круг проблем, решаемых психологической службой западных ВУЗов, близок к тому, что в нашей традиции обозначается термином "воспитание". Консультанты стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные установки, содействовать выработке "Я-концепции" и готовности к коллективной деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями, самостоятельность и др.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru