В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предметов по существу ничего не меняет, равно как и их объём, важен сам процесс их преподавания. В результате анализа наиболее теоретически разработанных и подкрепленных практическими данными существующих образовательных проектов были выделены общие принципы, содержание и формы организации современных педагогических курсов. Далее последовали апробация полученных выводов в курсе "Методы педагогического исследования" и технологизация образовательного процесса.
На основе анализа образовательных проектов, приведённых в первой главе, можно выделить основные черты, характеризующие организацию современных педагогических курсов.
Курс строится не как совокупность готовых знаний, которые необходимо освоить слушателям, а как система образовательных ситуаций, в которых студенту предоставлена свобода выбора – выбора личностных смыслов, позиций, материала и средств для самоопределения и самореализации. При этом знания из основной цели образования становятся средством становления профессионала;
Общим принципом построения образовательного процесса является разворачивание его в соответствии со становлением культурно-исторических этапов человеческого мышления. При этом учащиеся в своей учебно-исследовательской деятельности работают в ситуациях практических и познавательных разрывов и преодолевают их через построение своих моделей, понятий и теорий.
Ориентация на развёртывание рефлексии студентов, включение в теоретический анализ самого субъекта с присущей ему структурой мыслительной деятельности, что позволяет сформировать у студента способности к проектированию, прогнозированию и программированию своей профессиональной деятельности (осознание не только того, с чем (объект) субъект имеет дело, но и – что (как) он делает или может делать).
Преподаватель занимает позицию координатора групповой работы, организатора коллективной мыследеятельности, задаёт различные образовательные ситуации (успеха, разрыва в деятельности, выбора, быстрого переключения в работе и общении, соревнования и соперничества, коммуникации, принятия ответственных решений и др.). Он сам включен в образовательный процесс, осуществляет деятельность совместно со студентами: он – "такой же" участник, как и они.
Основные формы обучения:
лабораторные работы: практическое действие, "очищение" ситуаций на действенном и мыслительном уровнях, рефлексия ситуаций, выдвижение гипотез, мысленное экспериментирование и др.;
проблемно-проектные семинары: проблематизация освоенного знания и способов мышления, рефлексии базовых интуиций и априорных положений, "обобщающие" рефлексии;
ОДИ: организационная форма коллективной мыследеятельности, в рамках которой возможно осуществлять переорганизацию деятельности: ОДИ позволяет "распредметить" существующие формы деятельности и заново их "опредметить" с удержанием полной структуры деятельности или смыслов и значений данных деятельностей (групповая работа для определения собственного подхода к общей теме, общее заседание с обязательным докладом от каждой группы и его обсуждением);
лекции: фиксация, систематизация, анализ, сопоставление содержательных ходов, проделанных разными группами на лабораторных и семинарских занятиях; рефлексия; демонстрация наиболее сложных пластов оперативной системы предмета;
самостоятельные миниисследоввательские работы студентов.
Вывод. Очевидно, что приведённые характеристики организации современных педагогических курсов отражают деятельностный подход в образовании: содержанием образования является деятельность, а это возможно только при условии, когда последняя становится предметом рефлексии студента в ситуации учения – обучения. Формирование способностей обучаемых (конечный результат процесса обучения) происходит на основе освоения, проделывания и деятельностного проживания объективно выделенных и зафиксированных способов.
Образовательная программа строится совместными усилиями педагога и студентов – в этом смысле, нет жёстко определённого предметного содержания.
Другое о педагогике:
Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений (в том числе и в области говорения) дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса/группы в целом ...
Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...
Урок - драматизация на основе сказки
Осветив теоретическую часть вопроса о драматизации на уроках английского языка у младших школьников, ознакомимся с практической, на основе приведенного ниже плана – конспекта урока – драматизации на тему "The Guest in the Forest" (отрывок) на основе сценария «The Guest in the Forest» Андр ...