Содержание исследовательской деятельности

Страница 1

Структура научного педагогического исследования:

Актуальность.

Краткая характеристика социальной и профессионально-предметной ситуации.

Проблемы.

На решение какой проблемы направлена данная работа.

Цель.

Обобщённая форма представления результата (прожектное описание результата). Сегодняшний студент – завтрашний исследователь, и его необходимо учить овладевать аппаратом педагогики завтрашнего дня. "Цель научного исследования" – понятие, которое целесообразно осваивать первым среди других науковедческих педагогических понятий: все другие понятия, в конечном итоге, обслуживают его.

Целью педагогического исследования может быть выявление свойств педагогического процесса, его строения, компонентов – целей, содержания, методов и пр. Цели должны быть сформулированы конкретно, достижимо.

Основные гипотезы.

Рабочие гипотезы – предположение о связи и зависимости фактов и событий. Предположение о том, что будет доказано или опровергнуто в результате исследования. Гипотеза о педагогическом процессе – это наиболее сжатая его характеристика, в которой "скоординирован" проект этого процесса. Существуют описательные и объяснительные гипотезы. В первой связь между причиной и следствием описывается. При этом условия и факторы, диктующие обязательность, необходимость наступления следствия, не раскрываются. Такие гипотезы не обладают прогностической функцией, ибо в других условиях следствие может и не наступить.

В отличие от описательных в объяснительных гипотезах раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие вызывается обязательно как необходимость, закон. Они обладают прогностической функцией.

Задачи.

В логике научного исследования процесса воспитания приходится решать две главные задачи: выявлять основы в постановке целей исследуемого воспитательного процесса и описывать систему средств, обеспечивающую достижение поставленных целей (те элементы проекта, которые нужно решить, чтобы осуществить проект).

Объект исследования.

Определение того, на что направлен исследовательский взор. Объект – это педагогическая реальность, данная нам через призму определенной системы знаний, т.е. описываемая в определённой системе понятий. Студент должен не просто указать объект, а описать то его понимание, которого он будет придерживаться в своем исследовании и через призму которого он будет ставить цели и задачи.

Предмет исследования.

"Вырезка" из объекта исследования, которая делается специальным методом. Это не просто сторона, часть объекта, а такая сторона, через которую виден объект, которая служит "входной дверью" в объект, может его в том или ином отношении замещать, исследование которого обогащает объект в целом.

Описание методов исследования.

В зависимости от специфики исследовательского действия методы исследования могут быть различными.

Процедуры исследования.

Пошаговая организация деятельности, конкретное описание каждого действия.

Формат обработки результатов.

Методы анализа данных и формы представления результатов.

Формулировка выводов.

В компактной форме описание методов анализа и форм представления результатов.

Рекомендации.

Рекомендации тем, кто заинтересовался исследованием, самому исследователю: в каком направлении можно двигаться дальше.

Типы исследования.

Типы исследований являются необходимым теоретическим знанием в курсе "МПИ", т.к. цель данного курса – подготовить студентов к проведению педагогических исследований в будущей профессиональной деятельности. Чтобы студент мог проводить какое-либо исследование вообще, он должен иметь представление о том, каким может быть последнее по характеру выполняемой работы, объекту, структуре и привлекаемым ресурсам. Всё это студент определит сам, сопоставив реальную ситуацию того, что ему требуется сделать, с имеющейся теорией.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...

Методика проведения педагогического эксперимента на уровне констатирующего эксперимента
Есть два варианта построения педагогического эксперимента. Первый – когда в эксперименте участвуют две группы детей, одна из которых занимается по экспериментальной программе, а вторая – по традиционной. На третьем этапе исследования будут сравниваться уровни знаний и умений обеих групп. Второй – к ...

Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru