адекватная самооценка школьный воспитывающий
С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при следующих педагогических условиях:
4) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;
5) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;
6) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.
Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:
1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;
2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;
3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;
4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;
5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.
Нами разработана индивидуализированная программа формирования адекватной самооценки младших школьников (таблица 6). В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций, которые были использованы для учащихся экспериментальной группы в связи с выявленными проявлениями самооценки и позитивными особенностями каждого ребенка, дано обоснование необходимости использования этих ситуаций для формирования адекватной самооценки.
Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, мы придерживались следующего алгоритма:
1. Цель создания ситуации.
2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями самооценки, требующие создания воспитывающих ситуаций.
3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.
4. Описание ситуации.
Воспитывающие ситуации использовались нами на различных уроках. Для этого специально выбирался наиболее удобный момент на уроке, продумывались различные возможные варианты их включения в урок, а в ряде случаев были использованы реально возникшие условия (Олег). Рассмотрим создаваемые нами воспитывающие ситуации.
Воспитывающие ситуации для Ани К. – ситуация успеха. Цель данной ситуации – освободить ее от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Самооценка заниженная, неустойчивая.
Девочка очень обидчива, пассивна, мнительна, ранима. Аня неуверенно чувствует себя при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией, так как считает, что у нее ничего не получится. Особенно трудно ей даются гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мнение, принимать участие в обсуждении той или иной проблемы. Уроки ознакомления с окружающим миром были для Ани настоящим испытанием. Она добросовестно читала текст дома, а, выходя к доске, не могла его пересказать. Поэтому, стоило лишь назвать учителю Анину фамилию, тут же слышалось в ответ: «Я не знаю…», «У меня не получится».
Другое о педагогике:
Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых п ...
Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...
Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия
на детей с ОНР
Исследования Г. Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 1. Моторика детей с ОНР данного возраста значительно ниже возрастной группы, 89% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; 2. Группа детей с ОНР в моторном плане неоднородна; ...