Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в отличие от младших дошкольников. У них уже наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной.
Активный переход к самостоятельной деятельности связан с приобретением опыта при овладении различными самостоятельными действиями, освоении отдельных операций в разных видах продуктивной деятельности. Это важно для нравственно-трудового воспитания детей пяти лет.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к тому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо». Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками
Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. Р.С. Буре своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственно-трудовом развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном" В.С. Мухина указывает, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка»
В.С. Мухина подчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталону опосредованно притязанием на признание с стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка». В.С. Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка».
Динамика и содержание представлений о нравственных качествах в дошкольном возрасте:
- 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах.
- 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость и т.д.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Другое о педагогике:
Как построить урок-исследование
Творчество- это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, смотреть сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим. Е.П. Торренс. Поиск сатори ( ...
Социальная работа как учебная дисциплина. подготовка
специалистов по социальной работе
Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки — познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована, выработка стратегии и тактики преобразования действительности. ...
Мышление как познавательный психический процесс
Мышление психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализм ...