Смысл и содержание новых компетентностей педагогической деятельности

Страница 4

Ведущим содержанием здесь является образ жизни образца – учителя, а работы осваиваются учениками по сопричастности к жизни Учителя.

Что характерно: учитель берёт себе в ученики только тех, кто ему подходит, и готовит индивидуально, в этом смысле, каждый ученик – "уникальное изделие" Мастера; в свою очередь, ученик имеет перед собой представление о конечном продукте предполагаемого учения: он точно знает, что может стать таким же, как Учитель-образец. Очевидно, такая организационная форма позволяет обучать лишь ограниченное число учеников (соответственно столько же, а то и меньше, выдавать специалистов).

С появлением индустриальных отношений, в условиях интенсивно развивающегося массового производства количество выпускаемых "изделий-учеников" перестаёт удовлетворять потребностям общества, что приводит к идее создания образовательной системы как массовой социальной технологии – второй этап становления педагогической деятельности. Здесь учитель – куда менее значимая фигура, он – элемент большой образовательной машины, а обучение – есть "индустриально-цеховое" производство. Ядром такой системы является "образовательный конвейер", который протаскивает учащихся через серии занятий с различными преподавателями-предметниками (схема 2).

В конце конвейера ожидается получение сертификата о пройденных занятиях. Задача преподавателя – "посадить" содержание своего предмета на всех учеников. Она, конечно же, не выполнима (на одного "садится", а на другого – не хочет) и поэтому обозначается формальными показателями: сколько занятий посетил, каков объём выполненных отчётов, как ответил на экзамене… Очевидно, что в этой системе – классно-урочной – проблема индивидуализации не может быть решена. Предмет и учитель – один, а учеников множество, все они очень разные и по-разному относятся к данному предмету. Конечным продуктом обучения является сертификат – список предметов, которые прослушаны, зачтены, проэкзаменованы.

В учебном плане третьего типа главное место занимают не теоретические лекции, семинары и лабораторные практикумы по закреплению теоретических знаний (они имеют здесь сервисную, факультативную функцию), а целевые работы, которые можно выполнять в имитационном режиме, не рискуя зарплатой, местом, авторитетом. Здесь можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания, приобретая постепенно вкус к мастерскому исполнению работ.

Движение на всех шагах подготовки условно разделено на два этапа: 1 – предуготовление к проектным разработкам (средняя школа), 2 – проектирование, реализация, эксплуатация и т.п. новых рабочих мест (высшие формы образования).

На втором этапе осваиваются проектировочная мыследеятельность и аналитика, обеспечивающая реализацию проектов, а также проводятся пусконаладочные работы и отрабатывается нормальное функционирование (эксплуатация) новой структуры рабочих мест. Последний год подготовки посвящается передаче накопленного опыта следующим поколениям в ходе работ по технологизации (выделению того, что необходимо транслировать) и захоронению ошибок.

Комплексный психолого-педагогический эксперимент (КППЭ). А.М. Аронов, В.Г. Васильев, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан

Необходимость организации комплексного психолого-педагогического эксперимента, по мнению авторов, возникла с появлением новых условий и постановкой новых целей школьного образования: освоение школой развивающего обучения согласно теории учебной деятельности Эльконина – Давыдова ("школа развития"), а также создание возможностей полноценного проживания ребёнком возраста через овладение ведущими для возрастных ступеней деятельностями ("школа взросления"). Именно такие (теоретически нагруженные) цели и связанное с ними психолого-педагогическое экспериментирование в школе и вузе требуют изменения форм и содержания образования педагогов, содержательного объединения педагогов школы и учёных университета, психолого-педагогического факультета (ППФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи р ...

Игры с использованием таблиц и планов
"Где стоит матрешка?" Цель: отработка форм, передающих пространственные значения (предлоги в и на для обозначения местонахождения, конструкция "что находится где?"), употребление придаточных определительных предложений с союзным словом который (-ая, - ое, - ые). Реквизит: рисуно ...

Основные психолого-педагогические направления работы по развитию речи детей
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru