Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

Страница 1

В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения".

В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения":

Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка ().

Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.

СочинениеСамостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему ().

Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово "упражнение". Однако употреблено выражение "самостоятельная школьная работа". Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся ().

Сочинение - это общее название и школьное сочинение - это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения ().

В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.

В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения":

Сочинение– один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика .

Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных".

В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных".

Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя".

Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.

Сочинение – это упражнение высшего порядка.

Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.

Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.

Школьное сочинение– творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью .

На наш взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.

В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев

предлагает следующий вид классификации сочинений:

Различают два основных типа сочинений по их содержанию

: сочинения на (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Сущность процесса профессионального обучения
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей раз ...

Этнологические основы современной теории миграционной педагогики
В настоящее время средствами массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают мн ...

Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru