Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений

Страница 3

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

Основания, по которым

классифицируются

сочинения

Виды сочинений

1. По цели проведения

I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения

II Контрольные сочинения

III Сочинения с грамматическим заданием

2. По источнику

и характеру материала

I Сочинения на основе нового материала и на основе

знакомого материала

II По одному или нескольким источникам

III Сочинения с применением наглядностей и ТСО

IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе.

V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом

VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану

или на основе тезисов.

3. По объему

готового сочинения

I Развернутые сочинения

II Сочинение-миниатюра

III Сочинения заданного объема

4. По тематике

I Сочинения на лингвистическую тему

II Сочинения на литературную тему

III Сочинения на свободную тему

5. По способу

изложения мысли

I Описание, повествование, рассуждение

II Сочинения смешанного типа речи

III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия,

сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение.

6. По степени

самостоятельности

I С длительной подготовкой

II Без предварительной подготовки

III Самостоятельное

М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

классифицируют сочинения следующим образом:

По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни – на так называемые свободные темы.

По типу создаваемых текстов

различаются:

а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;

б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.

По стилю

различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.

По источнику получения материала

различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.

По объему

выделяются сочинения-миниатюры.

По осложненности

дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:

В зависимости от цели

сочинения бывают обучающие и контрольные.

По месту

выполнения сочинения могут быть классные и домашние.

По источникам знаний

классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.

По способу изложения мыслей

могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:

- по источнику;

- по жанру;

- по объему;

- сочинения с дополнительным заданием.

Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Проблемы современного мирового образовательного пространства
Рассматривая общие тенденции развития образования в глобальных масштабах, скажем, что за последние 20—30 лет (и не забывая при этом очень существенных региональных различий, особенно в странах с различным общественным строем) нетрудно видеть достижения, которыми человечество вправе гордиться. Сотни ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru