Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономическими отношениями, порожденными им, структурой социальных связей и отношений, а в связи с этим социальной структурой, особенностями политических отношений.
Функции образования определяются также общечеловеческими потребностями в воспроизводстве и передаче от поколения к поколению накопленных людьми знаний, переходом новых поколений к более высокому уровню образованности.
Образование выполняет в обществе экономические, социальные, культурные функции. К экономическим относятся, в первую очередь, формирование социально-профессиональной структуры общества из работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, Более многообразными оказываются социальные функции образования. Во-первых, оно выступает в качестве одного из основных средств социальных перемещений. Рабочий, получивший высшее образование, как правило, переходит в ряды интеллигенции, инженер, прошедший школу менеджерской подготовки, – в слой управленцев. Во-вторых, образование выступает одним из основных условий воспроизводства конкретных видов социальной структуры: классовой, экономической и др. Место работы врача нельзя занять без соответствующего образования, также место инженера, педагога. В-третьих, благодаря образованию осуществляется процесс социализации личности, происходит усвоение требуемых обществом норм, правил, ценностей, которые необходимы для выполнения соответствующих социальных ролей. Наконец, культурная функция состоит в том, что образование – решающий фактор сохранения и совершенствования национальной культуры. Без образования нет культуры, оно формирует ее основу.
Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Благодаря образованию, культурные ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. Достижения образования способствуют социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний.
Народному хозяйству республики требуются квалифицированные специалисты во всех областях, и система образования решает задачу их подготовки.
Другое о педагогике:
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...
Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию
речи
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения. В частности профессор А.В. Текучеврассматривает сочинения по картине в следующем аспекте: Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. ...
Изобразительное искусство
Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами. Музыка и живопись. Связь музыки и живописи открыта еще много веков назад. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестро ...