Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания

Педагогическая теория » Народная педагогика в практике семейного воспитания » Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания

Страница 1

Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогического исследования требует изучения подходов к рассматриваемой проблеме в прошлом и настоящем.

Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В "Поучении" киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: "Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев". В повседневной жизни князь наставлял творить добро: " Больного навестите, покойника проводите…" Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите".

Автор "Поучения" призывал бороться с ленью как основной отрицательным качеством человека, приводящим ко многим бедам.

Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании.

Вопросы народного воспитания нашли отражение и в известном поучительном произведении Древней Руси XII века "Молении" Даниила Заточника, и в составленном в Византии сборнике афоризмов мыслителей прошлого "Пчела", переведенного на Руси в конце XI века. Обе эти книги являются памятниками педагогической мысли этого периода.

Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д.Ушинского. Выдающийся русский педагог глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. Обосновав идею народности, он отвечал: "Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях"

Зная народные обычай, обряды, традиции, ученый выступал за народное воспитание, так как оно, по его мнению, является живым образцом в процессе народного развития. Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер.

Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное.

Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости.

Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Организация и проведение коррекционной работы в экспериментальной группе
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, желательно психолога. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррек ...

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
Лексические упражнения (как и фонетические) редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой. Например, если то или иное занятие по развитию связной речи р ...

Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо
На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурд ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru