Создание новой номинации

Страница 1

В русском языке очень часто нет однословного наименования для предмета или явления действительности: "лишь в некоторых случаях во взрослом языке находятся нужные слова, образованные с помощью других словообразовательных средств. Зачастую детское слово заполняет абсолютную лакуну, то есть попадает в разряд инноваций не потому, что образовано каким-то отличительным от избранного нашим языком способом, а потому что наш язык не создал слова, выражающего данный смысл. Часто мы довольствуемся описательными конструкциями, т.е. употребляем словосочетания" . Ребёнок, реализуя потенции словообразовательного механизма, даёт тому или иному явлению однословную номинацию, которая, независимо от того, какая модель была использована, попадает в число "окказиональных” образований.

Давая собственное наименование явлению, ребёнок опирается на те признаки, которые кажутся ему наиболее существенными. При этом устанавливаются связи с действием, предметом, признаком; соответственно детская инновация оказывается словообразовательно отнесённой с глаголом, существительным, прилагательным.

Перегоняться - играть в перегонки

Играть в перегонки - значит перегонять друг друга, поэтому ребёнок создаёт взаимно-возвратный глагол. Взаимно - возвратных глаголов в речи детей немного, поскольку невелико и число обозначенных ими ситуаций, однако при необходимости обозначить такую ситуацию ребёнок, не задумываясь, образует нужный ему постфиксальный глагол. "Пятилетний мальчик на улице, к удивлению бабушки, вежливо поздоровался с незнакомой женщиной и спустя некоторое время объяснил: "Мы с этой тётей ещё помнимся! (помним друг друга)".

Шиферёнок - кусочек шифера

В русском языке отсубстантивные существительные с суффиксом - онок "называют лицо или животное, характеризующееся детскостью, невзрослостью". Нужно отметить, что в детской речи круг производящих может быть расширенным настолько, что в нём оказываются и неодушевлённые предметы. Значение невзрослости при этом деформируется в значение уменьшительности. Не исключено, что здесь играет роль и то обстоятельство, что "дети до определённого времени плохо разграничивают живое и неживое, одушевлённое и неодушевлённое". Это обусловлено ещё и психологией данного возраста, т.к. "детям кажется, что мама и папа есть у всех: у листочка, у домика, у муравьишки" .

Таким образом, ребёнок создает совершенно новый тип образования существительных от названий неодушевлённых предметов (в приводится пример окказионализма такого плана "рис - рисёнок").

Зауглить - срезать по диагонали

Запрямить - срезать прямо

В словам, образованным в рамках непродуктивного типа V ← за - + S + - и-, приписывается значение "превратить в то, что названо мотивирующим существительным: заболотить". Для ребёнка срез по диагонали прямоугольного листа бумаги означает получение двух треугольников.

Не зная точного названия геометрических фигур, линий, ребёнок представляет, что у него получились "углы" (вспомним линейку, которую называют уголком).

Слово запрямить создаётся по типу V ← за - + А + - и - со значением "наделить тем признаком, который назвать мотивирующим прилагательным: затруднить" . Таким образом, запрямить - сделать срез прямым.

Следовательно, первое слово мы можем признать окказиональным новообразованием, а второе - потенциальным.

Обзыватель - тот, кто обзывается

Поскольку в языке нет однословной номинации для обозначения человека, который даёт обидные названия, т.е. обзывается, ребёнок использует данный глагол в качестве мотиватора и присоединяет к нему суффикс - тель - со значением "носитель процессуального признака".

Щеночище - большой щенок

Щенитёночек - очень маленький щенок

Нам представляется, что для ребёнка, в отличие от языковой системы, принципиально важна разница при обозначении щенков разного возраста и (соответственно) разного размера, поэтому к слову щенок он присоединяет суффикс - ищ-, выражающий "увеличительное значение" , и использует в своей речи потенциальное образование щеночище. Можно предположить, что появление слова щенитёночек ("очень маленький щенок") обусловлено тем, что ребёнку известно значение слова негритёночек, в котором суффикс - ек - выражает субъективную оценку. Ошибочно решив, что слово негритёночек образовано непосредственно от существительного негр, ребёнок создаёт новую номинацию по сформулированной им словообразовательной модели (щенок + - итёночек-). Таким образом, данный неологизм, образованный с нарушением норм русской дериватологии, является окказиональной единицей.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, ...

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Комплект презентаций к лекциям
1. Обзор программного обеспечения для создания презентаций При изложении лекционного материала по дисциплине «Формообразование» преподавателю для повышения эффективности восприятия учебного материала необходимо использовать достаточное количество примеров (иллюстраций), подкрепляющих и раскрывающих ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru