Трудности школьной адаптации

Страница 1

Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и так далее.

Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распределяются на детей, у которых нарушение учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

При решении спорных вопросов о направлении ребенка в коррекционный класс принципиально важным, наиболее надежным и убедительным является критерий осложненного включения в школьную жизнь в условиях обычного класса - трудности школьной адаптации.

Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно. Он сопряжен с определенной перестройкой физиологических и психофизиологических систем и функций организма. При нормальном развитии ребенка эта перестройка переживается относительно легко. Уже через пять-шесть недель в физиологических функциях детей проявляется эффект тренировки, увеличивается сопротивляемость утомлению. Дневная и недельная динамика работоспособности приобретает относительно устойчивый ритм, приближающийся к оптимальному. Ученики включаются в новую систему отношений с окружающими, усваивают моральные нормы школьной жизни. Однако дети, развитие которых характеризуется дисгармоничностью, (дети группы риска), уже на этом этапе испытывают специфические трудности. Со временем такие трудности не только не снимаются, а, напротив, еще более усугубляются. Эти трудности у каждого свои. Представим здесь лишь наиболее типичные из них:

1) неспособность освоиться с новой ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению.

Эмоционально-волевая, личностная незрелость, отличающая значительную часть детей группы риска обращает на себя внимание неспособностью таких детей перестроить свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией, подчинить его новым требованиям школьной жизни.

Ученики обнаруживают непонимание своего нового статуса - статуса ученика, тех обязанностей, которые этот статус на них накладывает. Это непонимание проявляется и в поведении детей в школе - они часто нарушают дисциплину на уроках, не умеют вести себя на переменах, оно делает конфликтным их взаимоотношения с учителями, с одноклассниками.

2) «интеллектуальная пассивность».

У большинства детей к моменту поступления в школу уже сформи­ровано познавательное отношение к действительности. Они откликают­ся на учебные ситуации, которые требуют целенаправленного внимания и воли, могут выделить собственно учебную задачу, отличить ее от игровой или практической,

В психологии детей с некоторым отставанием в развитии, которые составляют определенную часть детей "группы риска" такого скачка своевре­менно не произошло. Для них характерна "интеллектуальная пассив­ность" - отсутствие желания и привычки думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией. Учебную задачу эти дети не воспринимают, могут принять, лишь, когда она будет пере­ведена в практический план, близкий к их жизненному опыту. (Вопрос: сколько будет к 3 прибавить 2 - может поставить ученика в тупик. А вопрос: сколько будет у тебя конфет, если папа дал 3 и мама еще 2 - легко получает правильный ответ).

Учителям приходится тратить много сил, чтобы сделать объектом внимания этих детей суть учебной проблемы, научить видеть ее.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Особенности словообразования у дошкольников с ОНР
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, соз ...

Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи
Одно из важнейших условий коррекции речи детей с задержкой психического развития – организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка. Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проя ...

Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животно ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru