Структура процесса профессионального обучения

Страница 1

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования. Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

Центральной фигурой, системообразующем началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического отношения учитель к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятельность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях. Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам учащийся. Он - тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения. В процессе познания в сознание ребенка совершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощью разнообразных научно обоснованных методов обучения.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания. Первый этап – восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и создает основу для углубления познания. Он характеризуется как усвоение-воспроизведение. Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создают возможность осуществление третьего этапа познания – творческого практического применения знаний. Познавательный процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в общественной практике.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Учебник сольфеджио и его роль на уроке
В мировой практике преподавания сольфеджио сосуществуют 2 противоположные школы – абсолютной и относительной сольмизации. Первое берет за основу высоту звуков в той или иной нотации и изучает сначала до мажор, потом альтерацию звуков, приводящую к другим тональностям. В основе второго лежит изучени ...

Содержание исследовательской деятельности
Структура научного педагогического исследования: Актуальность. Краткая характеристика социальной и профессионально-предметной ситуации. Проблемы. На решение какой проблемы направлена данная работа. Цель. Обобщённая форма представления результата (прожектное описание результата). Сегодняшний студент ...

Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru