«Мораль» – основная категория нравственного воспитания

Педагогическая теория » Проблема нравственного воспитания » «Мораль» – основная категория нравственного воспитания

Страница 1

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»

В.И. Даль определял «мораль» как «нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совѣсти человѣка»

«Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование морали: «Мораль – совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, к-рыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Слагается из трех основных сторон: 1. нравственная деятельность – поведение людей, особым образом мотивированные поступки; 2. моральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах долженствования, требований к человеку; 3.моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности».

Педагогический энциклопедический словарь говорит о морали следующее: «Мораль (лат. Moralis – относящийся к характеру, складу души, привычкам: от mos, множественное число mores - традиции, обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином «М.» имеются собственные обозначения, например, в русском языке – нравственность. М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением. Т.о. – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Сущность М., связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». М. не является последней высшей духовной реальностью в жизни человека. Высшая цель человеческой деятельности, названная в древней философии высшим благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высшему благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высшей цели, т.к. М. непосредственно входит в содержание высшего блага. Так, например, принято считать, что М. приближает человека к богу, вместе с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье не мыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Тенденции в мировой системе образовательного пространства
мировой образовательный пространство нововведение Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говори ...

Концепция и технологические схемы "Методов педагогического исследования"
В 2002 – 2003 гг. автор данной работы, будучи студентом четвёртого курса, прослушал курс "Методы педагогического исследования" ("МПИ"); в 2003 г., являясь уже студентом пятого курса, автор в паре с другой студенткой преподавал курс "МПИ" у студентов четвёртых – пятых к ...

Общее недоразвитие речи. Определение. Этиология
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е гг. ХХ в. Психолого-педагогическая направленность исследований привела к пересмотру классификационных представлений, а вместе с тем и к построению новых п ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru