«Мораль» – основная категория нравственного воспитания

Педагогическая теория » Проблема нравственного воспитания » «Мораль» – основная категория нравственного воспитания

Страница 2

По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них.

Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений.

Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.

Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этической науке. Осмысление М. органически входит в. процесс определения человеком собственной моральной позиции».

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Моральные нормы – выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

«А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...

Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие и в учении прогрессивных педагогов в России
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя дать каких-то определ ...

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru