По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них.
Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений.
Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.
Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.
Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этической науке. Осмысление М. органически входит в. процесс определения человеком собственной моральной позиции».
Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Моральные нормы – выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
«А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
Другое о педагогике:
Психолого-педагогические возможности ТСО. Применение ТСО в нетрадиционных
уроках информатики
В нетрадиционных уроках применяются так же технические средства обучения для более лучшего усвоения знаний. В учебно-воспитательном процессе ТСО (технические средства обучения) помогают создавать условия, необходимые для “живого созерцания“(приложение3, метод. Прием. Рекламное бюро). Отображая дейс ...
Межпредметные связи в курсе начал анализа в старших классах гуманитарного
профиля
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания. Необходимость связи межд ...
Дидактическая игра как средство формирования операций
логического мышления
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этногра ...