Методические рекомендации

Страница 1

Как известно, при изучении иностранных языков большую роль играет память: учащиеся должны накопить лексический запас, запомнить множество форм слова, моделей предложения. Чаще всего эта работа выполняется дома, и каждый учащийся совершает ее в одиночку. Не всем удается достигнуть успеха в этой работе. Кроме того, заучить слово - это еще не значит суметь его употребить в нужный момент. Поэтому современная методика предлагает преподавателям вести работу по запоминанию нужных языковых и речевых единиц в аудитории путем многократного их употребления. Помогают запоминанию следующие факторы.

Мелодия. Фразы, которые необходимо заучить, легче запоминаются, когда учащиеся их поют. Известно, что песни запоминаются легче, чем стихи: припоминание мелодии воскрешает в памяти слова (запоминание слов на мотивы песен часто используется актерами для заучивания роли).

Рекомендуется в качестве ключа памяти и игрового момента на уроке и вне аудитории "пропевание" нужных для запоминания слов.

Ритм и рифма (вспомним, что стихи запоминаются легче, чем проза). Нужные слова и фразы можно соединять в ритмизованные группы. Например, фразы знакомства можно сгруппировать следующим образом:

Как зовут вас?

Как ваша фамилия?

Кто вы по профессии?

Откуда вы?

Ритм поддерживается танцем, вышагиванием, выстукиванием, т.е. элементами, способствующими закреплению материала моторной памятью.

Жест и мимика. Например, слова большой и маленький лучше запомнятся, если учащиеся, произнося их, одновременно будут показывать размеры руками. Кстати, интересным лингвострановедческим моментом является рассказ о национальном своеобразии русского жеста по сравнению с жестами в родном языке учащихся.

Комментарии этимологического и лингвострановедческого плана. Известно, что привлечение внимания к чему-либо усиливает интерес, а интерес способствует запоминанию.

Наглядность. Таблицы, схемы, рисунки, расчерчивание текста, выделение отдельных слов иным, чем весь текст, шрифтом способствуют запоминанию. В предлагаемых в пособии играх постоянно используются схемы, предметы, рисунки и т.п., закрепляющие запоминание.

Многократное повторение. Механическое зазубривание требует много времени и не всегда позволяет достичь нужного эффекта. Совсем иначе заучивается материал, если он многократно проговаривается, но при этом меняются целевые задания. Например, для запоминания оценочных слов хорошо, замечательно, прекрасно, великолепно можно предложить следующие упражнения:

а) Вы восторженный человек. Посмотрите на картину и оцените ее.

б) Теперь картину рассматривают скептики. Они снисходительно дают положительную оценку.

в) Вы не уверены, что ваше мнение верно, а поэтому с осторожностью даете оценку.

г) Вы не расслышали, какой была оценка картины. Вам показалось, что высокой. Переспросите.

И так много раз, но с разными заданиями.

Для заучивания слов можно предлагать разные основания их классификации. Например, при заучивании названий профессий:

а) Назовите профессии людей, занятых умственной работой и физической.

б) Вспомните названия профессий, связанных с преподаванием.

в) Люди каких профессий одеты в белые халаты? И т.д.

Многократное проговаривание не вызывает усталости, если при этом присутствует игровой момент. Например, фонетическая работа проходит успешнее если включаются скороговорки, забавки, юмористические стихи.

Можно предложить учащимся говорить на родном языке, но с русским акцентом или "промычать" ело фразы, текст, т.е. дать только его мелодику, не артикулировать звуки (это задание - хорошая подготовка артикуляционного аппарата к речи и настрой фонетического слуха на русскую мелодику).

Задания могут быть и такими:

а) Читайте (произносите) слова (фразы, текст) так, чтобы согласные произносились шепотом гласные громко.

б) Читайте (произносите) слова в ритме метронома.

в) Читайте в ритме прыгающего мяча, которым вы ударяете об пол.

Можно предложить произносить слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для вьполнения такого игрового задания необходимо описывать ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние. Например, преподаватель просит учащих произнести фразу Мне очень нравится, представляя себе следующие ситуации:

а) Вас угостили вкусным блюдом. Выразите свое удовольствие.

б) Вы на берегу реки. Окрестности очень красивы. Вы очень рады, что попали в эти места. Выразите свою радость.

в) Вы видите маленького котенка. Он еще совсем беспомощный, но очень милый и вызывает чувство нежности. Выразите его.

Можно предложить произнести слово, фразу, сопровождая ее разными жестами. Например: Все было очень хорошо.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска
Работа по повышению уровня ответственности должна проходить по двум направлениям: 1) формирование представлений детей об ответственности; 2) упражнение, тренировка в проявлении ответственности. Занятия с детьми рекомендуется проводить через день в течение 3 месяцев на базе реабилитационного центра. ...

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Особенности педагогического процесса в отечественной педагогике
педагогический профессиональный обучение деловой Анализ, отечественного опыта проектирования педагогической системы показал, что проекты разрабатываются представителями различных областей научного знания: педагогики, психологии, дидактики. Вопросы проектирования многоуровневой профессиональной подг ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru