Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Проблема развития речи – одна из важнейших в общей и специальной педагогике и психологии.

Решение вопросов развития связной речи учащихся тесно связано с изучением особенностей формирования речи в речи детей предложений разной структуры. Возможности построения предложений определяются сформированностью фонетики и лексики. В исследованиях, освещающих особенности речевого развития детей, указывается, что нормально развивающейся ребенок ко времени поступления в школу оперирует предложениями разной структурной сложности.

Во многих исследованиях, касающихся детей с задержкой психического развития, отмечается, что низкий уровень познавательной активности этих детей, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приему и переработки перцептивной информации, недостаточная сформированность операции анализа, сравнения и синтеза приводит к отклонениям в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи.

Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема развития связной речи.

Связная речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь, и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.

Процесс порождения связного текста является иерархической, многоуровневой речевой деятельностью. Этот процесс включает операции как семантического, так и языкового уровня.

В процессе порождения связных речевых высказываний большое значение имеет планирование. Одной из характерных особенностей этого процесса является напряженность планирования предстоящего текста. В устной речи это планирование должно совершаться быстро, оно не допускает длительной подготовки, так как большие паузы разрушают целостность текста. В связи с этим, при порождении связных высказываний процесс планирования непосредственно вплетается в процесс производства речи и особенно активно осуществляется во время пауз. В дальнейшем в процессе порождения связного текста осуществляются такие операции, как внутреннее программирование отдельных предложений, лексико-грамматического структурирования, моторная реализация.

Форма связной речи с учетом ее понятности различается в разных ситуациях общения. В этом отношении вне зависимости от вида речи (диалогическая или монологическая) устная ил письменная речь важнейшим условием ее способности служить средством коммуникативности является связность.

Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построения предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи. Т.А. Ладыженская отмечает, что связная речь – сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях.

Однако это важный аспект высказывания, который касается отрезка связной речи, реализуется благодаря тому, что составляющие его компоненты (предложения) также связаны между собой по смыслу, по семантике, содержание последующего предложения соотносится с содержанием предыдущего. Это обуславливает вхождения их в данную замкнутую группу предложений: единство текста оказывается обусловленным единством передаваемой мысли. Также смысловые связи реализуются в тексте на основе определенных структурных правил соединения не только слов в предложении, но и предложений между собой.

Н.И. Жинкин считает, что именно «на стыке двух предложений лежит, то зерно, из которого развивается текст», так как переход от одной мысли к другой составляет логическую основу текста. Такую связь между предложениями обеспечивают определенные языковые средства, рассмотрение которых и составляет особый аспект темы «Связная речь».

Работа над связной речью, то есть над речью, которая может быть вполне понятна на основе предметного содержания, начинается в специальных детских садах в подготовительной группе. «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи» и т.д.

Основная задача воздействия на детей с задержкой психического развития – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Профессиональный статус педагога-воспитателя
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания та ...

Психолого-возрастные особенности младших школьников
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличает любознательность, острота и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно в ...

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru