Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составления пересказа. придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта. Однако анализ детских высказываний подтверждает, что их речь еще не соответствует возрастной норме.
С.А. Логинова считает, что необходимо разработать для каждого ребенка индивидуальную стратегию коррекционно – педагогического воздействия, при этом дифференцированный подход должен учитывать индивидуальные психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Работа над связными устными и письменными высказываниями тесно переплетается с направлениями в работе над лексикой, над синтаксисом, они подготавливают его правильное смысловое восприятие и становятся основой для самостоятельных связных высказываний.
При обучении связной речи следует обращать особое внимание на ее содержательную сторону.
Процесс порождения связного текста можно проследить при рассмотрении психологической структуры порождения связного рассказа на картинке.
Словесное описание ситуации, изображенной на картинке, подготавливается целым рядом операций. Сюда входят: расчленение симультанно восприимчивых компонентов ситуации, выделение главного и второстепенного (анализ и синтез), адекватная трансформация воспринятых компонентов. Таким образом, рассказ по сюжетной картинке – это не просто копирование увиденной ситуации, а творческий процесс преобразования объективных характерных ситуации в индивидуальную систему говорящего, а в дальнейшем – в определенный синтез языковых значений.
Еще более сложной речевой деятельностью является порождение связного текста на заданную тему. В этом случае отсутствует опора на наглядность, на конкретную ситуацию, то есть имеет место порождение контекстной речи. Кроме того, в рассказах на заданную тему планирование связных высказываний осуществляется ребенком в полной мере самостоятельно.
Текст представляет собой единство внутреннего (содержательного; смыслового) плана и внешнего (формально-языкового) плана.
Смысловая структура текста характеризуется признаком цельности. Цельность текста, по А.А. Леонтьеву, представляет собой смысловое единство.
Сущность цельности является, прежде всего, психологической. Она выражается в единстве коммуникативной интенции говорящего и в иерархии планов или программ высказывания. По своему характеру смысловые предикаты представляют собой психологическое явление, непосредственно не соотносимое с категориями и единицами лингвистики речи, то есть относятся к «синтаксису мысли», «психологическому синтаксису внутренней речи», по Л.С. Выготскому. Смысловая структура текста рассматривается как процесс динамической структуризации содержания. Организация смысловой структуры высказывания осуществляется по законам смыслового синтаксиса, в основе которого лежат правила «влияние и слияние смыслов». По Л.С. Выготскому.
Исследования связной речи показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование страдает в большей мере.
Специальные исследования внутреннего программирования связного текста показало, что семантический компонент структурирования текста у детей с задержкой психического развития характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с нормой, но более высоким по сравнению с уровнем умственной отсталости детей.
Таким образом, при усложнении структуры текста возможности семантического структурирования детей с задержкой психического развития начинают приближаться к уровню умственно отсталых детей.
Как уже отмечалось, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в рамках которой, наряду с ситуативной, развивается и монологическая контекстная речь. Одновременно с игровой у старших дошкольников развиваются элементы учебной деятельности. Это приводит к началу перехода к новым формам речи ребенка. Ее содержание выходит за рамки непосредственного опыта, появляется ориентировка на слушателя.
Исследование психологов показывают, что как игровая, так и учебная деятельность детей с задержкой психического развития не вполне полноценны. В частности, у этих детей не сформирована высшая форма игровой деятельности – ролевая игра. Она требует относительно высокого уровня познавательной и речевой деятельности: умение выполнять взятую на себя роль, спланировать и удержать в памяти программу сложного сюжета и т.д. Неполноценная игровая деятельность тормозит развитие новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет.
Другое о педагогике:
Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинар ...
Проблема нравственного воспитания в современной России
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умею ...