Методические рекомендации

Страница 2

а) Приложите руку к сердцу (подтекст: "Спасибо").

б) Приложите обе руки к груди (подтекст: "Я говорю это от всей души, искренне").

Можно попросить учащихся произнести слова (фразу, текст) с разной целевой установкой.

а) Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету).

б) Расскажите новость громко всем присутствующим (Это такая сенсация!).

в) Объявите новость на собрании.

Известно, что повторение хором способствует запоминанию, однако многократное хоровое проговаривание ведет к монотонности. Чтобы этого не случилось, необходимо менять задания. Например:

а) произнесите все вместе;

б) теперь только мужчины (мальчики), затем женщины (девочки);

в) только сидящие справа;

г) только сидящие слева;

д) сидящие впереди;

е) сидящие сзади и т.п.

Уже отмечалось, что игра благодаря своей двуплановости помогает преподавателю иностранных языков достигать одной из сложнейших целей: обучать и языку, и речи. Принцип коммуникативного обучения - решение коммуникативных задач средствами неродного языка - легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность требующая речевых действий. Например, проводится эстафета двух команд: кто быстрее и удачнее напишет коллективный рассказ на доске. Каждый участник эстафеты имеет право добавить только одно предложение к уже написанному. Преподаватель, проводящий эту игру, ставит своей целью активизировать спонтанную речь учащихся, а перед играющими ставится отвлекающая, неучебная цель - добиться победы команды, и победу эту можно завоевать только языковыми средствами.

В связи со сказанным авторы считают необходимым дать преподавателям русского языка как иностранного несколько рекомендаций.

Преподаватель, подготавливая игру, должен четко сформулировать две цели. Первая - скрытая учебная цель. Она формулируется и последовательно проводится преподавателем, но не сообщается учащимся. Вторая цель - игровая. Эта цель ставится перед учащимися, и сообщается, какими языковыми средствами они могут ее достичь.

Перед игрой целесообразно дать ученикам образцы нужных в игре форм, предложить отработать их проговариванием хором. В том случае, если даются творческие задания, преподаватель должен быть уверен, что речевые возможности учащихся достаточны для выполнения этого задания.

Организация игры может натолкнуться на некоторые трудности. Так, вначале учащиеся неохотно соглашаются участвовать в играх. Задача преподавателя - увлечь их, заинтересовать. Постепенно группа увлекается игрой, и внимание преподавателя переключается на пассивных, "отсиживающихся" учеников.

4. Чтобы игра не закончилась слишком быстро, преподаватель должен предложить дополнительные условия в целях активизации речи. Если же игра затягивается, так как учащиеся не могут найти нужного решения, не могут понять условий игры, преподаватель должен быстро прийти на выручку подсказкой ответа, переформулировкой задачи, привлечением внимания к главной цели.

5. Если преподаватель включает игру в аудиторное занятие, то ее лучше проводить во второй половине урока, как поощрение за проделанную учебную работу, о чем и сообщается учащимся: "Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем, поиграем".

Надо помнить, что игра должна быть логически связана с материалом урока, с его темой.

6. Победителей в играх надо поздравлять, аплодировать им, хором скандировать: "Молодцы!" и т.п., приветствовать их, как будто они одержали победу на крупных спортивных соревнованиях.

Многие игры не предполагают победителя. Цель таких игр - внести разнообразие в процесс обучения. Игра оживляет занятие, делает его интересным, вносит элементы развлечения. К таким играм относятся "Говорящие часы", "Стенка", "Снежный ком", игры с мячом и многие другие.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у учащихся с интеллектуальной недостаточностью достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медлен ...

История становления дополнительного образования
Дополнительное образование детей – это особая сфера образования, которая реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование является подсистемой общего образования ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru