Формирование исследовательского мышления у учащихся

Страница 1

Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности.

Достаточно интересными в этом контексте являются исследования по биологии, проводимые Е.Н.Чудиновой в рамках концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Она разрабатывает учебный предмет в новом учебном курсе биологии для средней школы, совершенно справедливо считая, что «учебным предметом в биологии для средней школы могут быть закономерности эволюционного развития живых существ, которые будут строиться, пониматься и преобразовываться самими детьми. Овладевая общим способом действий в отношении этого предмета (способом позиционного рассмотрения биологических объектов), дети усвоят систему ключевых биологических понятий, задающих способность видеть объекты как развивающиеся системы». Учебная деятельность, согласно концепции Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, направлена эффективной научной деятельности. Чтобы ученик мог быть участником научного поиска, он должен, по меньшей мере, осознавать науку как деятельность, знать методы научного познания, логику научной деятельности, процесс научного познания, функцию гипотезы.

К сожалению, в содержании школьного образования в большинстве случаев наука отражена главным образом как система знаний. Как деятельность, где требуются методы познания, она представлена гораздо в меньшей степени. В то же время результаты психолого-педагогических исследований показывают, что без выстраивания учащимися совместно с учителем методов и процессов научного познания нельзя добиться полноценного усвоения знаний основ наук, не говоря уже о целенаправленном формировании научного мышления. Для этого необходимы особым образом сконструированное содержание и соответствующие этому методы обучения, позволяющие учащимся выявлять сущность научного поиска.

Методы научного познания выделяют двух типов: общие, применимые ко многим наукам, и частные, применимые к отдельным наукам. Частные экспериментальные методы таких наук, как физика, химия, биология и география, в той или иной мере входят в программы средней школы. Руководствуясь этими методами, учащиеся ведут наблюдения, выполняют практикумы, лабораторные работы. Что же касается общих теоретических методов науки, то в традиционной системе обучения учащиеся не открывают для себя теоретических положений не строят представления о теоретических методах исследования. Они их могут получить в ходе освоения знаний только путем применения готовых теорий и за счет специальных знаний, включенных в содержание образования. Что же касается не традиционного, а развивающего обучения, то оно совершается в условиях, когда учащиеся выстраивают предметное содержание по восхождению в собственной учебной деятельности, позволяющей выстраивать как отдельные положения теорий, так и целостные теории.

Не имея возможности изложить теорию развивающего обучения в рамках одной статьи, рассмотрим процесс формирования исследовательского подхода при овладении учащимися новыми знаниями на примере научно-исторического материала. Представления о применении теоретических методов исследования для получения новых знаний продемонстрируем на примере изучения биологического историко-научного материала по открытию Луи Пастером причины инфекционных заболеваний (данный материал для изучения в школе рекомендовал К.М.Ягодовский). При этом осмыслим этапы, методы, логику научного поиска; раскроем роль гипотезы в целостной структуре научного исследования, начиная с условий возникновения проблемы и заканчивая ее решением. Все это покажем отдельными штрихами в рамках традиционного обучения, которое еще не исчерпало свои потенциальные возможности улучшения процесса освоения детьми того или иного изучаемого объекта.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности в России в 20–30-х гг. ХХ в
В 20-е – начало 30-х гг. ХХ века складывались концептуальные подходы к работе с трудными подростками, основополагающими среди которых можно назвать следующие принципы: · принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд не просто как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навык ...

Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе
Расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал, и на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, не позволяет учителю в своей работе ориентироваться н ...

Диагоностика самооценки школьников
Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна. Широко распространены в школьной практике тесты, направленные на исследование самооценки. Приведем, несколько примеров диагностики самооценки школьников разных возрастных групп (Тест "Лесенка" (4 – 6 лет), тест " ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru