Формирование исследовательского мышления у учащихся

Страница 3

1. Луи Пастер сам перепроверил находку Давэна и других ученых, работавших с сибирской язвой. На базе результатов, полученных им в ходе практических действий, он, путем умозаключений, пришел к выводу о том, что гипотеза Давэна достаточно вероятна.

2. Только после этого он начинает запланированные, заранее осмысленные собственные эксперименты с палочками сибирской язвы. Во-первых он получает чистую культуру бактерий в различных жидких средах; во - вторых, только из чистой культуры он переносит эти бактерии в тело здорового животного, чтобы эксперимент был чистый.

3. Пастер сам наблюдает, что здоровые животные заболели именно после заражения их микроорганизмами.

4. Только после этого Пастер делает окончательный для себя вывод о том, что причиной заболевания животных являются микроорганизмы — возбудители сибирской язвы.

Факт 5-й. «Полученный Пастером результат ученого тем не менее не устраивает. Он не удовлетворен им и продолжает исследования. Пастер переносит установленного им возбудителя на курицу. Однако она не заболевает сибирской язвой. Повторные опыты дают тот же результат».

Учитель ориентирует учащихся на формулировку умозаключения: «Предполагаемый возбудитель сибирской язвы у кур не вызывает этого заболевания». Школьники обсуждают причину наблюдаемого факта. Мнения расходятся. При этом учащиеся выдвигают две гипотезы: 1) причина заключается в возбудителе сибирской язвы, который у курицы не вызывает этой болезни; 2) причина заключается в самой курице, которая благодаря своим особенностям не восприимчива к этой болезни.

Для того чтобы проверить какая из гипотез правильная, учитель излагает учащимся логику последующих экспериментов Пастера: «Пастер изучает птиц и млекопитающих, сопоставляя их между собой. Его внимание привлекает температура тела. Оказалось, что у млекопитающих она равна +37°С, а у птиц +42°, т.е. выше.

Учитель призывает учащихся к обсуждению нового факта. В результате выдвигается новая гипотеза: высокая температура тела создает условия, при которых возбудитель сибирской язвы не может размножаться в теле курицы. Учащиеся пытаются предложить варианты экспериментальной проверки предполагаемой гипотезы, но, как правило, ничего заслуживающего внимания не получается. Тогда учитель сообщает им следующие факты из истории исследовательской работы Пастера. Он говорит о том, что «Пастер находит гениально простую форму эксперимента. А именно: вводит изучаемую бактерию в организм здоровой курицы и после этого ее лапки опускает в холодную воду. Тело курицы постепенно охлаждается, температура падает. При температуре тела +37° .+38°С курица заболевает сибирской язвой и через сутки погибает».

Обсуждая эти сведения, учащиеся достаточно быстро делают вывод: курица не заболевает сибирской язвой потому, что ее температура тела выше, чем у млекопитающих. Как правило, учащиеся считают этот вывод окончательным и не подвергающимся сомнению. Учитель призывает их не спешить и предлагает выслушать следующий фрагмент исторических данных об экспериментах Пастера: «Пастер как истинный исследователь считает, что эксперимент его еще не завершен (и поэтому он бы не согласился с выводом учащихся). Чтобы устранить все возможные сомнения, ученый выстраивает следующую гипотезу: если курица заболела и погибла от сибирской язвы благодаря понижению температуры ее тела, то согревание тела заболевшей курицы должно излечить ее от сибирской язвы. Эту гипотезу он проверяет экспериментально. Для этого подопытную курицу, которая при охлаждении обнаружила все признаки заболевания сибирской язвой, он вынул из воды и согрел. При этом курица очень быстро выздоровела».

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...

Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения
Переход на профильное обучение, по нашему мнению, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного поиска знаний, активизации мыслительной деятельности, стимулированию творчества, привитию интереса к предмету, к работе с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, ...

Создание программного продукта
При выполнении проектной деятельности стандартно создаются: презентация и буклет проекта, методические и дидактические материалы. Вся изготовленная информация эффективно представляется с помощью Web – сайта. Но существуют не стандартные проекты, которые содержат разработанную программу, которую пре ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru