Формирование исследовательского мышления у учащихся

Страница 3

1. Луи Пастер сам перепроверил находку Давэна и других ученых, работавших с сибирской язвой. На базе результатов, полученных им в ходе практических действий, он, путем умозаключений, пришел к выводу о том, что гипотеза Давэна достаточно вероятна.

2. Только после этого он начинает запланированные, заранее осмысленные собственные эксперименты с палочками сибирской язвы. Во-первых он получает чистую культуру бактерий в различных жидких средах; во - вторых, только из чистой культуры он переносит эти бактерии в тело здорового животного, чтобы эксперимент был чистый.

3. Пастер сам наблюдает, что здоровые животные заболели именно после заражения их микроорганизмами.

4. Только после этого Пастер делает окончательный для себя вывод о том, что причиной заболевания животных являются микроорганизмы — возбудители сибирской язвы.

Факт 5-й. «Полученный Пастером результат ученого тем не менее не устраивает. Он не удовлетворен им и продолжает исследования. Пастер переносит установленного им возбудителя на курицу. Однако она не заболевает сибирской язвой. Повторные опыты дают тот же результат».

Учитель ориентирует учащихся на формулировку умозаключения: «Предполагаемый возбудитель сибирской язвы у кур не вызывает этого заболевания». Школьники обсуждают причину наблюдаемого факта. Мнения расходятся. При этом учащиеся выдвигают две гипотезы: 1) причина заключается в возбудителе сибирской язвы, который у курицы не вызывает этой болезни; 2) причина заключается в самой курице, которая благодаря своим особенностям не восприимчива к этой болезни.

Для того чтобы проверить какая из гипотез правильная, учитель излагает учащимся логику последующих экспериментов Пастера: «Пастер изучает птиц и млекопитающих, сопоставляя их между собой. Его внимание привлекает температура тела. Оказалось, что у млекопитающих она равна +37°С, а у птиц +42°, т.е. выше.

Учитель призывает учащихся к обсуждению нового факта. В результате выдвигается новая гипотеза: высокая температура тела создает условия, при которых возбудитель сибирской язвы не может размножаться в теле курицы. Учащиеся пытаются предложить варианты экспериментальной проверки предполагаемой гипотезы, но, как правило, ничего заслуживающего внимания не получается. Тогда учитель сообщает им следующие факты из истории исследовательской работы Пастера. Он говорит о том, что «Пастер находит гениально простую форму эксперимента. А именно: вводит изучаемую бактерию в организм здоровой курицы и после этого ее лапки опускает в холодную воду. Тело курицы постепенно охлаждается, температура падает. При температуре тела +37° .+38°С курица заболевает сибирской язвой и через сутки погибает».

Обсуждая эти сведения, учащиеся достаточно быстро делают вывод: курица не заболевает сибирской язвой потому, что ее температура тела выше, чем у млекопитающих. Как правило, учащиеся считают этот вывод окончательным и не подвергающимся сомнению. Учитель призывает их не спешить и предлагает выслушать следующий фрагмент исторических данных об экспериментах Пастера: «Пастер как истинный исследователь считает, что эксперимент его еще не завершен (и поэтому он бы не согласился с выводом учащихся). Чтобы устранить все возможные сомнения, ученый выстраивает следующую гипотезу: если курица заболела и погибла от сибирской язвы благодаря понижению температуры ее тела, то согревание тела заболевшей курицы должно излечить ее от сибирской язвы. Эту гипотезу он проверяет экспериментально. Для этого подопытную курицу, которая при охлаждении обнаружила все признаки заболевания сибирской язвой, он вынул из воды и согрел. При этом курица очень быстро выздоровела».

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы №53
Главная задача детского сада №53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моменто ...

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к ос ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru