Формирование исследовательского мышления у учащихся

Страница 3

1. Луи Пастер сам перепроверил находку Давэна и других ученых, работавших с сибирской язвой. На базе результатов, полученных им в ходе практических действий, он, путем умозаключений, пришел к выводу о том, что гипотеза Давэна достаточно вероятна.

2. Только после этого он начинает запланированные, заранее осмысленные собственные эксперименты с палочками сибирской язвы. Во-первых он получает чистую культуру бактерий в различных жидких средах; во - вторых, только из чистой культуры он переносит эти бактерии в тело здорового животного, чтобы эксперимент был чистый.

3. Пастер сам наблюдает, что здоровые животные заболели именно после заражения их микроорганизмами.

4. Только после этого Пастер делает окончательный для себя вывод о том, что причиной заболевания животных являются микроорганизмы — возбудители сибирской язвы.

Факт 5-й. «Полученный Пастером результат ученого тем не менее не устраивает. Он не удовлетворен им и продолжает исследования. Пастер переносит установленного им возбудителя на курицу. Однако она не заболевает сибирской язвой. Повторные опыты дают тот же результат».

Учитель ориентирует учащихся на формулировку умозаключения: «Предполагаемый возбудитель сибирской язвы у кур не вызывает этого заболевания». Школьники обсуждают причину наблюдаемого факта. Мнения расходятся. При этом учащиеся выдвигают две гипотезы: 1) причина заключается в возбудителе сибирской язвы, который у курицы не вызывает этой болезни; 2) причина заключается в самой курице, которая благодаря своим особенностям не восприимчива к этой болезни.

Для того чтобы проверить какая из гипотез правильная, учитель излагает учащимся логику последующих экспериментов Пастера: «Пастер изучает птиц и млекопитающих, сопоставляя их между собой. Его внимание привлекает температура тела. Оказалось, что у млекопитающих она равна +37°С, а у птиц +42°, т.е. выше.

Учитель призывает учащихся к обсуждению нового факта. В результате выдвигается новая гипотеза: высокая температура тела создает условия, при которых возбудитель сибирской язвы не может размножаться в теле курицы. Учащиеся пытаются предложить варианты экспериментальной проверки предполагаемой гипотезы, но, как правило, ничего заслуживающего внимания не получается. Тогда учитель сообщает им следующие факты из истории исследовательской работы Пастера. Он говорит о том, что «Пастер находит гениально простую форму эксперимента. А именно: вводит изучаемую бактерию в организм здоровой курицы и после этого ее лапки опускает в холодную воду. Тело курицы постепенно охлаждается, температура падает. При температуре тела +37° .+38°С курица заболевает сибирской язвой и через сутки погибает».

Обсуждая эти сведения, учащиеся достаточно быстро делают вывод: курица не заболевает сибирской язвой потому, что ее температура тела выше, чем у млекопитающих. Как правило, учащиеся считают этот вывод окончательным и не подвергающимся сомнению. Учитель призывает их не спешить и предлагает выслушать следующий фрагмент исторических данных об экспериментах Пастера: «Пастер как истинный исследователь считает, что эксперимент его еще не завершен (и поэтому он бы не согласился с выводом учащихся). Чтобы устранить все возможные сомнения, ученый выстраивает следующую гипотезу: если курица заболела и погибла от сибирской язвы благодаря понижению температуры ее тела, то согревание тела заболевшей курицы должно излечить ее от сибирской язвы. Эту гипотезу он проверяет экспериментально. Для этого подопытную курицу, которая при охлаждении обнаружила все признаки заболевания сибирской язвой, он вынул из воды и согрел. При этом курица очень быстро выздоровела».

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Варианты типовых анкет
Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование. Типовая анкета для опроса участников международных соревнований имеет следующий вид (разработана в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями в соответствии с современными по ...

Роль Ломоносова в создании Московского университета
Развитие высшего образования в России начал Петр I, в 1724 году он издал указ о создании Академии в Петербурге. В академии должны были вести научную и учительскую деятельность, поэтому при академии были созданы гимназия и университет. По замыслу Петра I они должны были сократить разрыв между Россие ...

Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru