Формирование исследовательского мышления у учащихся

Страница 2

Учитель в качестве ориентировочной основы сообщает учащимся определенный объем фактической информации.

Факт 1-й. «В XVII в. был изобретен микроскоп. Первыми его создателями были А.Левенгук и Р.Гук. Они убедительно доказали, что наряду с видимым миром живых существ существует мир невидимых микроорганизмов».

Чтобы убедиться в том, что учащиеся включились в учебный процесс, учитель просит их в ходе совместного обсуждения изобразить у себя в тетрадях модели микроорганизмов.

Факт 2-й. «В 1850 г. французские ученые Райе и Давэн с помощью микроскопа обнаружили в крови барана, погибшего от сибирской язвы, неподвижные продолговатые "тельца". Другие ученые с целью проверки данной находки провели серию повторных наблюдений и убедились в следующем: а) эти "тельца", похожие на небольшие палочки, действительно встречаются в крови животных, заболевших сибирской язвой; б) эти тельца являются живыми существами».

Учитель предлагает учащимся обсудить данные факты и высказать предположение по поводу «телец», открытых в крови животных, заболевших сибирской язвой. В ходе беседы учащиеся высказывают гипотезу о том, что, вероятно, имеется какая-то связь между открытыми тельцами и заболеванием сибирской язвой.

Факт 3-й. «13 лет спустя после этого исторического факта, а именно в 1863 г., Давэн, ознакомившись с работами французского ученого Луи Пастера о роли и значении микроорганизмов при брожении, высказал свою гипотезу: найденные и описанные им бациллы являются причиной заболевания сибирской язвой».

Такой факт позволяет учащимся эмоционально пережить свои поиски гипотезы и порадоваться за себя, ибо их гипотеза в определенной мере совпала с гипотезой ученого исследователя, а это для процесса формирования у учащихся познавательного интереса к исследовательской работе очень значимо. Благодаря факту, сообщенному учителем, учащиеся убеждаются в том, что они не ошиблись в своем предположении, и в определенной мере тоже способны к совершению исследовательских действий.

Факт 4-й. «В то время Луи Пастер изучал заболевание шелковичных червей, имеющих огромное значение для шелководства на юге Франции, и доказал что это заболевание вызывают микроскопические паразиты, попадающие в их тело. Пастер познакомился с работами Давэна и его гипотезой о причинах заболевания сибирской язвой и приступил к исследованию этой болезни животных и людей. Путем повторных наблюдений он проверил работы Давэна и других ученых, работавших в этом направлении. Гипотеза Давэна о причинах болезни представилась Пастеру весьма вероятной. Пастер начинает свои исследования с заинтересовавшей его бактерией. Он получает чистую культуру бактерии в различных жидкостях и ставит эксперимент, а именно переносит эту бактерию из чистой культуры в тело здорового животного. В результате животное заболевает сибирской язвой».

На базе этих фактов учащиеся в ходе обсуждения приходят к умозаключению о том, что причиной, т.е. возбудителем, сибирской язвы является бактерия, описанная Райе и Давэном. При этом учитель просит учащихся вычленить те действия, которые позволили Пастеру доказать, что возбудителем заболевания сибирской язвой являются именно бактерии. Учащиеся при совместном поиске в ходе рефлексии выделяют следующие действия:

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
В начале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античные времена. Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, н ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

Виды внешкольные форм экологического образования
1. Значение неформального экологического образования Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в р ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru