Проверка анкеты

После составления анкета должна быть проверена в пробном исследовании. Предварительное ознакомление с предметом исследования позволит уточнить вопросы, исключить общеизвестные или прямо не относящиеся к делу, избежать повторений и в то же время получить достаточно лаконичные ответы.

Задачи проверки: а) уточнить содержание вопросов; б) уточнить формулировки вопросов; в) проверить полноту набора вопросов; г) проверить набор вариантов ответов; д) выявить лишние вопросы; е) уточнить последовательность вопросов; ж) выяснить, не утомляет ли респондентов предлагаемое число вопросов; з) определить, какие вопросы являются наиболее трудными для респондентов; и) выяснить, какие мысли возникают у респондентов при ответе на тот или иной вопрос; к) узнать, почему они отвечают "не знаю", "не понял"; л) выяснить, почему у них появляется нежелание отвечать; м) определить, насколько правильно респонденты поняли правила заполнения анкеты; н) проверить, достаточно ли оставлено в анкете места для ответов.

Пробное исследование проводится в виде беседы с теми людьми, которые по своим характеристикам наиболее схожи с будущими респондентами.

В процессе пробного исследования необходимо регистрировать: реакцию и замечания опрашиваемых, а также собственные мнения исследователя.

Одним из главных показателей хорошо составленной анкеты является воспроизводимость результатов (см. "Выбор методов исследования").

Внешние признаки типичных ошибок

при составлении вопросника (В. Гуд, П. Хатт, 1952).

Большое количество респондентов отказалось отвечать на вопросы.

Возможные причины: а) респонденты не поняли задач исследования; б) не гарантирована анонимность ответов; в) нет ясности в правилах заполнения анкеты; г) слабая методологическая подготовка исследователя; д) сложность вопросов превышает возможности респондентов; е) анкета начинается с очень трудных вопросов, затрагивающих индивидуальное мнение, которое не соответствует общепринятому; ж) анкета начинается с демографических вопросов; з) респонденты не верят, что их ответы могут иметь какую-либо ценность для исследования.

Большое количество респондентов ответили "не знаю", "не понял".

Возможные причины: а) уровень подготовленности респондентов ниже, чем это предполагалось; б) вопросы сформулированы слишком неопределенно; в) вопросы сформулированы чрезмерно сложно; г) респонденты не хотят затруднять себя формулировкой развернутых ответов.

Изменение содержания ответов после перестановки вопросов или вариантов ответов на вопрос.

Возможные причины: а) неодинаковые характеристики респондентов, с которыми проводили исследования при различном расположении вопросов; б) нарушена стандартность внешних условий проведения исследования; в) слишком большой разрыв по времени между исследованиями с различной очередностью вопросов (могли появиться, например, публикации, изменившие мнение респондентов).

Ответы чрезмерно длинные, расплывчатые, с пространными комментариями и неуместными замечаниями.

Возможные причины: а) неясная формулировка вопроса; б) неопределенные формулировки вариантов ответов к вопросу; в) недостаточное число вариантов ответов (респондент пытается вложить свое необычное мнение в стандартизированные ответы); г) отсутствие варианта ответа типа "Другое".

Стандартность ответов всех респондентов, при которой содержание ответов на один и тот же вопрос поразительно однообразно, не имеет "собственного лица".

Возможные причины: а) формулировка вопроса настолько привычна, обыденна, известна, что непроизвольно вызывает и стандартный ответ; б) вопрос неинтересен для респондентов, они считают его не подлежащим переоценке ("все так считают").

По смыслу ответы одинаковые, хотя по внешним признакам (употребляемым словам) - разные.

Возможные причины: а) при составлении вопросов не учтена неустойчивость некоторых терминов; б) не оговорены синонимы; в) не рекомендованы желательные термины.


Другое о педагогике:

Проблемы связанные с качественными задачами
Проблеме использования непосредственно качественных задач и методике их решения уделяется очень мало внимания. Недостаточно разработаны и не нашли должного отражения в методической литературе вопросы о приемах постановки качественных задач, их подборе, системном использовании и рациональных методах ...

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru