Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Педагогическая теория » Система профессиональной подготовки социального работника » Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Страница 1

Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

Издавна в вузах Украины сложилась традиция прохождения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникал разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками, предопределялись узость и схоластичность знаний студентов.

В вузах Украины предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы, наряду с преподавателями, читаются специалистами из Министерства труда и социального развития Украины, Департамента по вопросам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, «круглых столов» в вузах, наряду с преподавателями, участвуют практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции опыта.

Практическое обучение осуществляется с первого курса. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение двух недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов и назначается руководитель практики. Определяются цели и задачи, основным содержанием которых становится формирование начальных знаний о социальных проблемах и формах участия государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения, действия и оказания помощи клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретное задание, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода практики, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативные линии поведения в сложной социальной ситуации. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме, позволяющей судить о степени их понимания сути социальной работы, а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной для контроля над качеством освоения профессиональных знаний и навыков. После завершения ознакомительной практики начинается преподавание курса по истории социальной работы и курса «Теория и методика социальной работы».

На втором году обучения продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Параллельно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. Практика усложняется, на нее отводится 4 недели. Основная цель этой практики — обучение навыкам работы с клиентом. Аудиторные занятия приобретают активные формы, они проходят в виде дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование этических ориентации будущего специалиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Учебник сольфеджио и его роль на уроке
В мировой практике преподавания сольфеджио сосуществуют 2 противоположные школы – абсолютной и относительной сольмизации. Первое берет за основу высоту звуков в той или иной нотации и изучает сначала до мажор, потом альтерацию звуков, приводящую к другим тональностям. В основе второго лежит изучени ...

Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru