Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Педагогическая теория » Система профессиональной подготовки социального работника » Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Страница 1

Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

Издавна в вузах Украины сложилась традиция прохождения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникал разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками, предопределялись узость и схоластичность знаний студентов.

В вузах Украины предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы, наряду с преподавателями, читаются специалистами из Министерства труда и социального развития Украины, Департамента по вопросам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, «круглых столов» в вузах, наряду с преподавателями, участвуют практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции опыта.

Практическое обучение осуществляется с первого курса. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение двух недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов и назначается руководитель практики. Определяются цели и задачи, основным содержанием которых становится формирование начальных знаний о социальных проблемах и формах участия государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения, действия и оказания помощи клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретное задание, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода практики, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативные линии поведения в сложной социальной ситуации. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме, позволяющей судить о степени их понимания сути социальной работы, а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной для контроля над качеством освоения профессиональных знаний и навыков. После завершения ознакомительной практики начинается преподавание курса по истории социальной работы и курса «Теория и методика социальной работы».

На втором году обучения продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Параллельно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. Практика усложняется, на нее отводится 4 недели. Основная цель этой практики — обучение навыкам работы с клиентом. Аудиторные занятия приобретают активные формы, они проходят в виде дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование этических ориентации будущего специалиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Методические аспекты развития внимания младших школьников на уроках естествознания
Учебный курс «Мир вокруг нас» 1-4 кл. (А.А.Плешаков) является частью системы учебных курсов "Зеленый дом". Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего ...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, дл ...

Экологическая этика в религии и народных традициях
Экологической этикой издавна «пропитаны» различные народные традиции и религиозные воззрения. Так, у разных народов существуют традиции, поверья, пословицы, основанные на добре, долге справедливости, симпатии, жалости, заботе, уважении и любви по отношению к животным, растениям, природе в целом, и ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru