Выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников

Педагогическая теория » Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников » Выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников

Страница 1

Цель исследования заключается в определении уровня нравственной воспитанности до проведения эксперимента воспитания нравственных качеств у детей в процессе становления детского коллектива и в процессе коллективной деятельности. Исследование проводилось двумя экспериментами. После проведения экспериментов на основе результатов сделаны выводы.

Нравственное воспитание процесс противоречивый и длительный. Для того чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень сформированности каких-либо качеств. Выявить степень соответствия его запроектированному помогает диагностика. Данные диагностического изучения сопоставляются с начальными характеристиками, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. Критерии нравственной воспитанности – это показатели уровня сформированности различных качеств.

Работа по выявлению результативности нравственного воспитания младших школьников проводилась в сш. №35 1 «В» классе г.Караганды, в составе 27 учеников. Для выявления результативности при формировании нравственных качеств были использованы следующие критерии сформированности нравственных качеств:

Уровень сформированности нравственных навыков в поведении воспитанника в процессе коллективной деятельности.

Уровень доброжелательности, выражающийся в выставлении самооценки и оценок нравственным качествам товарищей.

В анализе уровня сформированности нравственных навыков в поведении воспитанника в процессе коллективной деятельности тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

Важнейшую роль в нравственном воспитании младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств в процессе становления детского коллектива были определены следующие показатели:

Потребность в приветливости, вежливости в общении со сверстниками

Умение быть внимательным к другому ребенку, замечать его настроение, помогать или не мешать в выполнении деятельности.

Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам сверстников

Данные для определения уровня сформированности учитель собирает в ходе различной совместной деятельности детей, отмечая для себя их позитивные и негативные поступки, например, при проведении тестового занятия «Помоги другому». В попытке охватить более широкий спектр проявления нравственного опыта были учтены оценочные суждения детей, ответы, высказывания, особенности реального поведения.

Далее данные анализируются и обрабатываются. В результате учитель каждому ребенку проставляет соответствующий ему показатель сформированности нравственных качеств.

Данные показатели определились по уровням:

а) Высокий – ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, умение быть внимательным к другим детям, анализировать свои поступки и поступки сверстников.

б) Средний – ставился за сформированность потребности соблюдать приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, но допускались небольшие недочеты в умении быть внимательным к другим детям; не всегда осознанное отношение к своим поступкам.

в) Низкий – ставился за то, что ребенок не всегда соблюдает приветливость и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, не умеет быть внимательным к другим детям, действует только по аналогии, не умеет самостоятельно анализировать свои поступки, делает это только под руководством учителя.

Данное исследование проводится в два этапа: до и после проведения работы по формированию нравственных качеств детей в совместной деятельности.

При анализе уровня доброжелательности, выражающемся в выставлении самооценки и оценок нравственным качествам товарищей проводится следующий эксперимент.

Подготовка эксперимента. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка класса, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми младшего школьного возраста. Ребенок оценивает нравственное качество сверстников и себя. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Общая характеристика старшего подросткового и юношеского возраста
Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, отечественная наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, ка ...

Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия : образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы : эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...

Виды детского ручного труда
ручной труд воспитание школьник Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т.д. Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru