Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых» (говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку — фотографии детей «не очень добрых» («не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками» и т.д.). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу (образец в таблице 1). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, — -1.
коллективный общение воспитательный школьный
Таблица 1 – Образец сравнительной оценки нравственных качеств у себя и сверстников
|
Фамилия, имя ребенка |
Оценка сверстников |
Самооценка |
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Поскольку количество детей, участвующих в эксперименте – 27, то уровень доброжелательности вычисляется, исходя из следующих значений коэффициента:
- 18 и более положительных баллов – В (высокий уровень доброжелательности);
- 10 и более положительных баллов – С (средний уровень доброжелательности);
- менее 10 – Н (низкий уровень доброжелательности).
В процессе выявления уровня сформированности нравственных навыков в поведении дети показали следующие результаты:
- количество учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных навыков увеличилось на 8 человека и составляет 48%
- количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 5 человек и составляет 44,5%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 3 человека и составляет 7,5%.
В процессе выявления уровня доброжелательности дети показали следующий результат (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведения эксперимента по формированию нравственных качеств
|
№ уровня |
Было: (1 срез) |
Стало: (2 срез) | ||
|
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
|
В С Н |
11 13 3 |
40,7 48,2 11,1 |
16 11 0 |
59,3 40,7 0 |
- количество учащихся с высоким уровнем доброжелательности увеличилось на 5 человек и составляет 59,3%
- количество учащихся со средним уровнем доброжелательности уменьшилось на 2 человека и составляет 40,7%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности доброжелательности уменьшилось на 3 человека и составляет 0 %.
В результате проведения работы по формированию нравственных качеств в процессе коллективной деятельности у детей подготовительной группы повысился уровень нравственной воспитанности. Проведенная работа оказалась эффективной, т.к. воспитание нравственных качеств активизирует процесс становления детского коллектива, формирует доброжелательные и дружные отношения в нем, что благотворно отражается на воспитательном процессе в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогом были выбраны оптимальные формы и методы работы, направленные на формирование нравственных качеств детей в процессе становления детского коллектива. При планировании и проведении эксперимента были учтены возрастные особенности младших школьников.
Другое о педагогике:
Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам
Долгое детство – специфически человеческое качество. У человека период физического и социального становления составляет - продолжительности жизни; подобного нет у животных, у них созревание и взросление проходят намного быстрее. Млекопитающие начинают, например, самостоятельно ходить через нескольк ...
Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с ...
Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...