Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Педагогическая теория » Диагностика детей группы риска в предшкольный период » Методы исследования детей группы риска в предшкольный период

Страница 1

Психолого-педагогическое диагностирование детей группы риска в предшкольный период представлено Г.Ф. Кумариной, разработанное в лаборатории коррекционной педагогики научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН России. Методика предназначена прежде всего тем работникам дошкольных учреждений и школы – воспитателям, педагогам, психологам, которые осуществляют отбор детей в коррекционные классы. В разработке комплекса диагностических заданий для выявления детей группы риска, представленных в нем, приняли участие сотрудники лаборатории И.И. Аргинская, Ю.Н. Вьюнкова, Н.В. Нечаева, Н.А. Цирулик, Н.Я. Чутко.

а) Методы фронтального изучения детей

Решение вопросов, связанных с изучением детей, поступающих в школу, находится в компетенции школьной психолого-педагогической комиссии.

На первом этапе работы задача комиссии заключается в том, чтобы организовать сбор научной информации о детях, поступающих в школу, осуществить общую ориентировку в их качественном соста­ве и предварительно выделить детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

Наиболее удобными методами работы на этом этапе являются ме­тоды фронтального изучения детей. С этой целью, прежде всего, ис­пользуется метод тестирования, организуется выполнение всеми деть­ми подготовительных групп базовых для школы детских садов ряда диагностических задании. Назначение заданий - выявить у будущих первоклассников уровень зрелости тех важнейших психофизиологических и психологических функций, которые в наибольшей мере необхо­димы для включения в школьный учебный процесс, обнаружить детей с низким уровнем сформированности этих важнейших предпосылок учебной деятельности, уже на этом этапе нацелить внимание воспитате­лей на необходимость специальной коррекционной работы с ними.

Организует и проводит работу по изучению детей в детском са­ду один человек из членов школьной психолого-педагогической комиссии - специально подготовленный для этого завуч школы, психолог или учитель. Наиболее подходящее время для такого изучения – март - май. Тестирование выпускников детских садов ведется на учебных занятиях в группе, в естественной и привычной для детей обстановке. Его целям служат 7 диагностических заданий. Выполнение зада­ний организуется в течение нескольких дней. В программу одного за­нятия не рекомендуется включать более одного диагностического задания. Для выполнения задания выбирается наиболее благоприятный отрезок времени. Предъявляя диагностическое задание детям, педа­гог ни в коем случае не подчеркивает его исключительности. Задания дети выполняют самостоятельно.

Ниже представлены диагностические задания, которые рекомендует­ся использовать в процессе фронтального изучения детей. Каждое задание сопровождается отдельным описанием его целевого назначения, условий выполнения. Даются также характеристики типичных уровней выполнения заданий, которые служат критериями оценки выполненных работ. Уровень выполнения задания проставляется на обратной сторо­не листа, на котором выполняется задание, и заносится также в сво­бодную таблицу, в которой фиксируются общие результаты тестирова­ния.

Задание № 1 - срисовывание с доски и самостоятельное продол­жение узора.

Назначение задания - комплексная диагностика психофизиологи­ческих и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Выполнение этого задания позволяет получить представление о состоянии развития чрезвычайно важных для предстоящей учебной дея­тельности способностей и функций ребенка.

Прежде всего, оно выявляет развитие функций, необходимых для овладения письмом: показывает, как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе глаз-рука.

Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобще­нию (в данном случае - взаимного расположения и чередования отрез­ков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания - самостоятель­ном продолжении узора).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Сущность педагогической технологии, предмет, специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...

От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование
Третий период эволюции отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в. За это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к ос ...

Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-тв ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru