Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки

Страница 1

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Так в процессе изучения проблемы освоения детьми музыкального фольклора в условиях урока музыки и внеклассной деятельности нами были выявлены его основные функции:

1) Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. Так, например, при разучивании народной колыбельной песни можно рассказать учащимся о ее функциях: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

2) Полиэлементность - взаимодействие (синкретизм) всех основных художественно-образных элементов: словесного - музыкального – танцевального.

3) Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты музыкальной формы, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия («Во поле береза стояла», р.н.п., «Солдатушки, бравы ребятушки», р.н.п.).

4) Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается «из уст в уста». С «устностью» связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни «А мы просо сеяли» регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:

А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!

А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!

5) Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, «дыхания» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается «незаконченным», «открытым» для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре «Бояре» дети движутся везде «ряд на ряд», а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.

6) Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Так из традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей возникают в песнях «ветры буйные», «чисто полюшко», «желты пески», «люди добрые» и т.д.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В процессе нашего исследования мы опирались на два основных:

Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал «Четвертой симфонии» П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле береза стояла». Хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская народная песня «Уж как по мосту мосточку». Вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке по Волге» А Даргомыжского и русская народная песня «Вниз по матушке по Волге».

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Конкретизация обучающих и когнитивных целей
Общая цель: дать основной материал по теме, сформировать, необходимые ЗУН у учеников. Обучающие цели: - Объяснить, что такое композиция; - Объяснить различия между объемной, плоскостной и пространственной композициями; - Объяснить, что такое симметрия, асимметрия, ритм, метр; - Показать примеры сим ...

Разработка концепции курса
В результате анализа существующих аналогов учебных программ сделан вывод, что в существующем курсе по дисциплине «Формообразование» не выстроен в полной мере логический переход от изучения плоских композиций к работе с объемом в пространстве. Необходимость данного перехода обусловлена в целом межпр ...

Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта
Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 де ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru