Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки

Страница 2

Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей мы использовали следующие приемы:

1) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому мы старались, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.

2) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни “Ну-ка, кумушка, мы покумимся” необходимо объяснить детям, что песня оказывается нелепой вне обряда кумления, к которому она была приурочена, и который совершался в весенне-летний праздник «Семик». Покумившиеся девушки становились как бы родственницами, обещали дружить всю жизнь. В словах песни перечисляются действия, входящие в обряд: призыв к кумлению, поцелуй, угощение ритуальным киселем.

3) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение часто выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: “Со вьюном я хожу” и при этом остаются неподвижными. Поэтому мы объясняем учащимся, что слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д.

4) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Мы старались, чтобы процесс работы над народной песней был не столько разучиванием, сколько передачей с «голоса на голос», от «сердца к сердцу». Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Наша практика показала, что для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.

Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание мы уделяли проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. ...

Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей
Высокие показатели этих способностей (обычно рассматриваемых как беглость, гибкость, оригинальность и способность обнаруживать, разрабатывать и переопределять проблемы) не гарантируют творческих достижений их обладателю. Высокий уровень этих способностей, однако, увеличивает шансы личности стать тв ...

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru