Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 детей. Дети имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь. Эксперимент проводился в ноябре 2010 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.

Изучение навыка чтения у учащихся проводилось с использованием трех текстов: стихотворения, рассказа-диалога и рассказа-монолога.

В процессе обследования изучению подлежали техническая сторона (скорость, способ и правильность чтения – количество и тип технических ошибок) и смысловая сторона чтения (понимание прочитанного). Скорость чтения фиксировалась при помощи секундомера. Для наиболее точной оценки навыка прочтение ребенком записывалось на диктофон. Проводился детальный анализ допущенных ошибок. Понимание прочитанного оценивалось по ответам учащихся на вопросы по содержанию текстов.

Обследование скорости чтения. Процедура обследования скорости чтения предполагала прочтение ребенком всего текста до конца и определение средней скорости чтения по времени, затраченному на чтение всего текста (в отличии от традиционной методики оценки скорости чтения, которая допускает выявление количества слов, прочитанных за одну минуту чтения). Целиком текст прочитывался для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность оценит понимание прочитанного, поскольку невозможно отвечать на вопросы по недочитанному тексту. Для определения скорости чтения количество прочитанных слов делилось на время, затраченное на их прочтение. Скорость чтения вычислялась отдельно для стихотворения, рассказа диалога и рассказа-монолога. На основе полученных данных вычислялась средняя скорость чтения ребенка приведенная в таблице 2.

Таблица 2.

Ф.И.

Скорость чтения

Денис И.

15 сл./мин

Катя К.

26 сл./мин.

Сергей С.

32 сл/мин.

Вова Б.

10 сл./мин.

Ярик С.

34 сл./мин.

Обследование способа чтения проводилось в соответствии с предложенными Т. Г. Егоровым ступенями овладения навыком чтения. Первая ступень предполагала побуквенное, позвуковое или отрывистое послоговое чтение. Вторая ступень – плавное чтение по слогам. Третья ступень – чтение целыми словами с переходом на послоговое прочтение сложных слов. Четвертая ступень – плавное, синтетическое чтение группами слов и целыми предложениями (Таблица 3).

Таблица 3.

Ф. И.

Первая ступень чтения

Вторая ступень чтения

Третья ступень чтения

Четвертая ступень чтения

Денис И.

+

Катя К.

+

Сергей С.

+

Вова Б.

+

Ярик С.

+

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении
Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, испол ...

Примеры использования песенного материала на уроках фонетики
Еще с древних времен люди использовали песни для обучения языку, и по сей день этот метод остается эффективным. Это связано с тем, что музыка воздействует на правое полушарие, а речь – на левое. Поэтому сочетание музыки и рифмы способствует быстрому запоминанию новой лексики, звуков и даже интонаци ...

Объективные и субъективные факторы, способствующие формированию устойчивого семантического поля учащихся
Индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке учеников увеличился ка ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru