Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 детей. Дети имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь. Эксперимент проводился в ноябре 2010 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.

Изучение навыка чтения у учащихся проводилось с использованием трех текстов: стихотворения, рассказа-диалога и рассказа-монолога.

В процессе обследования изучению подлежали техническая сторона (скорость, способ и правильность чтения – количество и тип технических ошибок) и смысловая сторона чтения (понимание прочитанного). Скорость чтения фиксировалась при помощи секундомера. Для наиболее точной оценки навыка прочтение ребенком записывалось на диктофон. Проводился детальный анализ допущенных ошибок. Понимание прочитанного оценивалось по ответам учащихся на вопросы по содержанию текстов.

Обследование скорости чтения. Процедура обследования скорости чтения предполагала прочтение ребенком всего текста до конца и определение средней скорости чтения по времени, затраченному на чтение всего текста (в отличии от традиционной методики оценки скорости чтения, которая допускает выявление количества слов, прочитанных за одну минуту чтения). Целиком текст прочитывался для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность оценит понимание прочитанного, поскольку невозможно отвечать на вопросы по недочитанному тексту. Для определения скорости чтения количество прочитанных слов делилось на время, затраченное на их прочтение. Скорость чтения вычислялась отдельно для стихотворения, рассказа диалога и рассказа-монолога. На основе полученных данных вычислялась средняя скорость чтения ребенка приведенная в таблице 2.

Таблица 2.

Ф.И.

Скорость чтения

Денис И.

15 сл./мин

Катя К.

26 сл./мин.

Сергей С.

32 сл/мин.

Вова Б.

10 сл./мин.

Ярик С.

34 сл./мин.

Обследование способа чтения проводилось в соответствии с предложенными Т. Г. Егоровым ступенями овладения навыком чтения. Первая ступень предполагала побуквенное, позвуковое или отрывистое послоговое чтение. Вторая ступень – плавное чтение по слогам. Третья ступень – чтение целыми словами с переходом на послоговое прочтение сложных слов. Четвертая ступень – плавное, синтетическое чтение группами слов и целыми предложениями (Таблица 3).

Таблица 3.

Ф. И.

Первая ступень чтения

Вторая ступень чтения

Третья ступень чтения

Четвертая ступень чтения

Денис И.

+

Катя К.

+

Сергей С.

+

Вова Б.

+

Ярик С.

+

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, ...

Умения, навыки, способы деятельности
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...

Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей
Высокие показатели этих способностей (обычно рассматриваемых как беглость, гибкость, оригинальность и способность обнаруживать, разрабатывать и переопределять проблемы) не гарантируют творческих достижений их обладателю. Высокий уровень этих способностей, однако, увеличивает шансы личности стать тв ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru