Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта

Страница 2

При обследовании правильности чтения анализировались следующие виды ошибок:

1)пропуски букв;

2)пропуски слогов;

3)пропуски или повторы строк;

4)добавления звуков;

5)смешение букв, обозначающих гласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

6)смешение букв, обозначающих согласные звуки, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

7)смешение оптически сходных букв;

8)смешение букв, обозначающих твердость – мягкость согласных звуков;

9)ошибки в постановке ударения;

10)ошибки в окончаниях слов;

11) замены слов на основе оптического сходства;

12) замены слов на основе смыслового сходства;

13) ошибки в интонационном обозначении границ предложения.

Все ошибки, зафиксированные в ходе обследования, группировались в соответствии с выделенными видами . Ошибки, замеченные и исправленные ребенком самостоятельно во время чтения, тоже включались в общее количество ошибок. Анализируя чтение учеников, находящихся на первой, второй и третьей ступенях, не считались ошибками повторы звуков, букв, слов и предложений. Такой подход к анализу ошибок был выбран, следуя представлением Н. А. Берштейна, в соответствии с которыми на этапе овладения операциональным составом любого навыка повторы выполняют вспомогательную роль, во-первых (применительно к чтению), обеспечивая удержание в кратковременной памяти ранее прочитанных слогов, слов, а во-вторых, позволяя объединить прочитанное по частям (аналитически) в единое синтетическое целое. Тем не менее, количество таких повторов подсчитывалось и анализировалось как самостоятельна характеристика чтения.

Изучение смысловой стороны чтения проходило при помощи контрольных вопросов, подобранных для каждого из трех тестов. Вопросы позволяли определить, понимает ли ребенок значение отдельных слов, предметный план содержания частей текста, смысл всего произведения. После чтения монологического и диалогического текстов ученики отвечали на четыре вопроса, после прочтения стихотворения – на три вопроса. После этого вычисляли процент неправильных ответов (График 1) от общего числа заданных ребенку вопросов по формуле:

N – процент неправильных ответов;

M – количество вопросов, заданных по содержанию всех текстов.

11 – количество вопросов, заданных по содержанию всех текстов.

График 1.

Обобщая результаты исследования навыка чтения среди учащихся одного класса, можно отметить неравномерность в становлении как технической, так и смысловой сторон чтения.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного возраста
В плавании, как ни в одном виде спорта, мировые рекорды скорости и выносливости принадлежат юным, в большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому ...

Безопасность проекта
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных забо ...

Игры с передвижением по карте, плану, схеме
В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся. Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута. В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены то ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru