Трудности школьной адаптации

Страница 2

Давая обобщенную характеристику учебной деятельности учени­ков, обнаруживающих «интеллектуальную пассивность», психолог Л.С. Славина пишет: «Они не привыкли и не умеют думать, для них ха­рактерно наличие отрицательного отношения к умственной работе и связанное с этим отрицательным отношением стремление избежать ак­тивной мыслительной деятельности. Поэтому в учебной деятельности, при необходимости решать интеллектуальные задачи, у них появляет­ся стремление использовать различные обходные пути (заучивание без понимания, угадывание, стремление действовать по образцу, поль­зование подсказки и так далее)». Неготовность к решению познавательных задач, интеллектуальная пассивность и появляющиеся как следствие ее обходные пути в усвоении знаний - одна из отличительных особен­ностей данной части детей группы риска, препятствующая их успеш­ной школьной адаптации.

3) трудности в усвоении учебного материала; пониженная обучае­мость, отставание в темпе деятельности.

Недоразвитие школьнозначимых психо-физиологических функций (нарушение фонематического слуха, зрительного восприятия, простран­ственной ориентации, координации руки-глаза, мелких мышц руки), ха­рактеризующее значительную часть детей группы риска становится объективной причиной их трудностей в усвоении учебного материала. Эти дети с большим напряжением овладевают письмом, чтением.

Другой причиной трудностей в усвоении учебного материала яв­ляется несформированность необходимых для систематического обуче­ния интеллектуальных умений. В частности, такого важного, как уме­ние обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях пред­мета и явления окружавшего мира.

Умение выделить и сделать предметом своего полного внимания явления действительности, знания о которых необходимо усвоить, Л.С. Выготский рассматривал как обязательное условие полноценного усвоения знаний. Нормально развитые дети к началу обучения могут уже, например, различать речь, как практическое средство общения, и речь, язык, как особую форму действительности, подлежащую спе­циальному усвоению. Именно сформированность такого умения делает возможным сознательное усвоение начальных грамматических понятий: звук, буква, слог, слово, предложение и т.д. Дети с отставанием в развитии дифференцировать эти две стороны речи не могут. В про­цессе овладения предметом русского языка они задержаны на уровне детей более младшего возраста, для которых язык, как система слов- знаков и правил их употребления, еще не существует. (Они сосредо­тачивают свое внимание, прежде всего на содержании, которое они хотят обозначить, выразить при помощи речи, но не на языке, являющимся средством выражения данного содержания. Это средство, эту функцию языка, как показывают исследования, они даже не замечают). Слово для маленького ребенка является как бы прозрачным стеклом, за которым прямо и непосредственно просвечивает предмет, обознача­емый словом.

Начальное обучение математике требует, прежде всего, овладения счетом. Однако, "чтобы считать, - отмечал Ф. Энгельс, - надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже способностью отвлекаться при рассмотрении этих предметов от всех прочих их свойств, кроме числа. Слабое развитие этой способности, то есть. неумение отвлечься от конкретного содержания явлений создает существенные преграды на пути успешного усвоения и математических знаний.

Естественным следствием перечисленных трудностей, наряду, с другими названными ранее, становится более медленный темп учебной деятельности этих детей, их пониженная восприимчивость к обучению – пониженная обучаемость.

4) прогрессирующий рост утомляемости, резкое снижение работоспособности, появление или обострение симптомов нервных расстройств.

Естественно, что дети "группы риска" - больные, ослабленные и "незрелые" - наиболее тяжело переносят изменения привычного образа жизни, связанные с началом систематического обучения. Режим учебных занятий, дневного отдыха не соответствует психофизическим возмож­ностям данного контингента школьников. В условиях рационального с точки зрения требований школьной гигиены режима, ориентированного на возрастные нормативы, они дают неблагоприятные сдвиги в состоя­нии здоровья.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Урок проверки и оценки знаний
Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы. На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то ...

Понятия, структура, классификация проектной деятельности
Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году. Подходы к ...

Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро - и макроуровнях должны ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru