Роль игры в формировании детского коллектива

Педагогическая теория » Роль игры в формировании детского коллектива

Страница 3

Задача воспитателя - помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый строительный материал.

"Таня, Лиля, Диана, Ваня, Тимоша - давайте с вами построим большой пароход. Смотрите, как будем строить. А теперь продолжайте строить сами, только давайте договоримся, кто какую часть парохода будет строить". Когда работа закончена, обращаю внимание на то, какой большой и красивый получился пароход. Затем выбираем капитана и приглашаем всех малышей кататься, составляем маршрут путешествия и рассказываем детям обо всем, что встречается на пути.

Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям какого-то человека, но и его отношению к своим обязанностям, к людям, его переживаниям. Увлеченность ролью способствует искренней передаче чувств самого ребенка. У малышей наблюдается сравнительно устойчивый интерес к одной и той же роли, но отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа, может привести к прекращению игры. Воспитатель должен поддержать интерес к определенной роли и в ходе игры обучать их необходимым умениям, подсказывать действия, сообщать нужные знания. Хорошо зная индивидуальные способности, игровые возможности и интересы каждого ребенка, воспитатель может установить тесный внутренний контакт с детьми, завоевать их доверие, привязанность.

Вовлечение в совместные игры должно проходить постепенно и очень осторожно: легче всего усваиваются навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу.

Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.

Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит от индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.

В средней группе у детей уже накоплен опыт совместной игры. Возникшие игровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся.

Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей.

Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.

Выполнение норм поведения зависит от внутренних побуждений ребенка, т.е. от того, какие чувства испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны окружающих. В маленьком игровом коллективе, где основой объединения являются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т.е. установить реальные дружеские взаимоотношения.

Однако и в игровых коллективах старших дошкольников возникают трудности.

Основная задача - воспитывать коллектив, в котором отношения между детьми должны базироваться на основе гуманизма и товарищества.

В старшей группе дети стали вежливее, послушнее. Но до тех пор, пока я сними. Стоило оставить их без внимания в часы самостоятельной деятельности, как ребят как - будто подменили: распределяя роли в игре, ссорились, с неохотой помогали товарищам. Особенно в этом плане отличался Андрей. И что примечательно: группа в большинстве одобряла его поступки, даже заискивала перед ним. Совсем иной была Оксана: тиха, скромна. Неконтактность девочки я старалась объяснить ее серьезностью. А вот Лена, наоборот, излишне навязчивой. И порой ее приходилось наказывать за ссоры с товарищами: играй одна, если не умеешь ладить.

Своими наблюдениями поделилась с методистом. Она посоветовала провести своеобразную игру "телефон". Сформулировали вопросы о желаемой дружбе, партнере для игр и труда. Ответ следовало сообщать по телефону. Если называлось одно и то же имя, приходилось спрашивать: "А если сегодня не было бы Сережи, Ани, Димы, кого б ты назвал еще?"

Тем самым получалось, что каждый участник выбирал себе трех партнеров. Одиннадцать голосов набрали Андрей и Света, шесть - Аня, шестеро детей по четыре голоса. Так удалось определить, "кто есть кто" в нашей группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Цель контрольного этапа: провести сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сделать выводы В соответствии с целью при проведении контрольного этапа решались следующие задачи: Проверить эффективность ...

Гуманизация и гуманитаризация
В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов). В концепции модерниза ...

Организация исследования и анализ речевого развития
Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет). Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая ф ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru