Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды

Страница 1

Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании практикума по швейному производству. А так как этот процесс имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений.

Дидакты разных ветвей педагогической науки по-разному подходят к понятию принципов. Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы педагога. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что преподавателю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет преподавателю ознакомить студентов с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют – чему следует учить, то принципы обучения устанавливают как это следует делать.

Генезис (возникновение, происхождение) принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходящую основу и относящимися исключительно к процессу обучения, привносились и такие, что были обусловлены текущими идеологическими соображениями.

Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, главенствующая роль отводилась коммунистически воспитывающему принципу, когда огромное внимание уделялось идейной направленности учебного материала. Такой же отпечаток накладывался на все остальные принципы. Вот цитата, выхваченная прямо из учебника: «Связь теории и практики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания». Самое интересное в этой идеологической зашоренности то, что умение пользоваться знаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда не оспаривалось.

Поэтому правомерен вопрос: является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В. Оконь: «На этот вопрос осторожный исследователь, предвидящий по следующие, все возрастающие возможности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно и, следовательно, можно предположить, что не все уже исследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получили свое отражение в следующих из этих законов и закономерностей нормах . и что со временем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов».

Действительно, мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира - и технического, и социального.В настоящее время в практикуме по швейному производству число дидактических принципов относительно стабилизировалось:

· принцип наглядности;

· принцип систематичности и последовательности знаний;

· принцип доступности и посильности;

· принцип сознательного в активного участия студентов в процессе обучения;

· принцип прочности знаний студентов;

· принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Специфика преподавания практикума по швейному производству потребует от педагога интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще два важных, на наш взгляд, принципа:

· принцип научности обучения;

· принцип оперативности знаний студентов.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.

Классификация принципов. Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в практике по швейному производству.

Принцип наглядности. Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами .». Правда, тот же Я. А. Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующий этап познания – абстрактное мышление. Преподавателю практикума по швейному производству на занятиях по моделированию женского платья приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную, символическую и графическую. Споры об использовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогике известен термин «вербальное обучение», т. е. замена предметов обозначающими их словами. Фрэнсис Бэкон (1561— 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Педагоги-философы Русского Зарубежья конца 19 – начала 20 веков
Наиболее отличительной чертой развития педагогической науки России и русского зарубежья на рубеже 19-20 столетий было существование самых разных течений. Некоторые русские педагоги работали в эмиграции и пытались осмыслить философские, психологические, культурологические, религиозные проблемы стано ...

Комплекс упражнений для развития навыков фонетики на начальном этапе
Разработанный нами комплекс фонетических упражнений рассчитан на младших школьников и включает в себя игровые и песенные технологии. Он рассчитан на четыре занятия, а также включает в себя подготовку и показ сценки на школьном мероприятии. На каждом занятии учащимся предлагается прослушать песню и ...

Изобразительное искусство
Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами. Музыка и живопись. Связь музыки и живописи открыта еще много веков назад. Еще Леонардо да Винчи называл музыку сестро ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru