Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 1

Переход на профильное обучение, по нашему мнению, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного поиска знаний, активизации мыслительной деятельности, стимулированию творчества, привитию интереса к предмету, к работе с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Он призван обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется нам маловероятным без использования определенных форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.

Профильное обучение отличается широким применением целого ряда таких форм и методов: элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др. Одним из таких методов является учебная дискуссия.

В переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, часто предполагающее сопоставление различных позиций, идей, мнений и предложений.

Урок-дискуссия требует большой подготовки. Эффективность дискуссии в воспитательно-образовательном процессе как метод обучения определяется целым рядом факторов. Назовем некоторые из них:

• актуальность выбранной проблемы. Избранная проблема должна иметь различные решения, относительно которых нет однозначных ответов. Желательно, чтобы проблема требовала для своего решения организации совместной деятельности;

• информированность, компетентность и научая корректность участников дискуссии (дискутантов);

• владение учителем методикой дискуссионной процедуры;

• соблюдение правил и регламента и др.

Целями дискуссии в зависимости от ее конкретной темы могут выступать:

1) развитие критического мышления школьников;

2) исследование, анализ той или иной проблемы;

3) рассмотрение различных подходов при аргументировании тех или иных суждений, обучение школьников дискуссионной процедуре и формирование у них культуры полемики, обучение уважительному отношению к оппоненту;

4) умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;

5) реализация творческого потенциала обучающихся и др.

Во время дискуссии оппоненты могут не только противостоять, но и дополнять друг друга. Главным условием повышения эффективности дискуссии является сопоставление различных позиций его участников.

Результаты дискуссии могут определяться не только поставленными целями, но и актуальностью проблемы. Если проблема взята широко, то результатом может быть упорядочение информации, поиск альтернатив, теоретическая или практическая интерпретация, научное и методическое обоснование. Если проблема носит конкретный, узкий характер, то вероятность решения проблемы повышается. Подобные четко выдержанные дискуссии дают положительный результат, так как на их завершающем этапе принимаются конкретные решения.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Рассмотрим последовательно названные стадии дискуссии.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, к общей атмосфере и т.д. В результате завершения первой стадии дискуссии формируются проблема, цели дискуссии, осуществляется знакомство с дискутантами, устанавливаются правила, регламент дискуссии, уточнение научных терминов и др.

Стадия оценки предполагает выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личностных амбиций и отклонений от темы дискуссии, подведение мини-итогов и т.д.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений, совместном формулировании решений и их принятии.

Экологические тропы как форма экологического образования

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных научных исследований.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Особенности воспитания детей группы риска в приюте
Ребенок в экстремальной ситуации - проблема большого города любой страны. Дети теряются, остаются внезапно сиротами, их могут украсть или после жестокого обращения они сами могут уйти из дома,- все эти случаи, и многие другие , могут произойти в любом населенном пункте. История возникновения и деят ...

Организация различных нетрадиционных форм обучения по развитию мотивации к изучению информатики у обучающихся
Движущей силой в любой деятельности человека является мотивация. Это сложный психолого-педагогический процесс, реализацию которого педагог должен продумывать. При решении любой проблемы необходим системный подход. На схеме № 2 представлена система нетрадиционных форм обучения обучающихся по развити ...

Создание дидактических и методических материалов
При создании дидактических материалов можно предложить следующие инструменты: Microsoft Word; Microsoft Office Publisher; MS Excel. Выше уже было описано несколько из них, но из нерассмотренных остался Microsoft Word, рассмотрим, что можно создавать с помощью этого инструмента. Microsoft Word содер ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru