Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 1

Переход на профильное обучение, по нашему мнению, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного поиска знаний, активизации мыслительной деятельности, стимулированию творчества, привитию интереса к предмету, к работе с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Он призван обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется нам маловероятным без использования определенных форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.

Профильное обучение отличается широким применением целого ряда таких форм и методов: элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др. Одним из таких методов является учебная дискуссия.

В переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, часто предполагающее сопоставление различных позиций, идей, мнений и предложений.

Урок-дискуссия требует большой подготовки. Эффективность дискуссии в воспитательно-образовательном процессе как метод обучения определяется целым рядом факторов. Назовем некоторые из них:

• актуальность выбранной проблемы. Избранная проблема должна иметь различные решения, относительно которых нет однозначных ответов. Желательно, чтобы проблема требовала для своего решения организации совместной деятельности;

• информированность, компетентность и научая корректность участников дискуссии (дискутантов);

• владение учителем методикой дискуссионной процедуры;

• соблюдение правил и регламента и др.

Целями дискуссии в зависимости от ее конкретной темы могут выступать:

1) развитие критического мышления школьников;

2) исследование, анализ той или иной проблемы;

3) рассмотрение различных подходов при аргументировании тех или иных суждений, обучение школьников дискуссионной процедуре и формирование у них культуры полемики, обучение уважительному отношению к оппоненту;

4) умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;

5) реализация творческого потенциала обучающихся и др.

Во время дискуссии оппоненты могут не только противостоять, но и дополнять друг друга. Главным условием повышения эффективности дискуссии является сопоставление различных позиций его участников.

Результаты дискуссии могут определяться не только поставленными целями, но и актуальностью проблемы. Если проблема взята широко, то результатом может быть упорядочение информации, поиск альтернатив, теоретическая или практическая интерпретация, научное и методическое обоснование. Если проблема носит конкретный, узкий характер, то вероятность решения проблемы повышается. Подобные четко выдержанные дискуссии дают положительный результат, так как на их завершающем этапе принимаются конкретные решения.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Рассмотрим последовательно названные стадии дискуссии.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, к общей атмосфере и т.д. В результате завершения первой стадии дискуссии формируются проблема, цели дискуссии, осуществляется знакомство с дискутантами, устанавливаются правила, регламент дискуссии, уточнение научных терминов и др.

Стадия оценки предполагает выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личностных амбиций и отклонений от темы дискуссии, подведение мини-итогов и т.д.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений, совместном формулировании решений и их принятии.

Экологические тропы как форма экологического образования

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных научных исследований.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Общая характеристика организации практической работы
Практическая работа по данной теме началась в сентябре 2008 года, завершающий этап был в апреле 2009 года. На первом этапе исследования изучались и анализировались литературные источники, подбирались наиболее эффективные средства и методы обучения, подбирались методы исследования. На основе выше из ...

Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
Деятельность человека состоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная - это деятельности, при которой не создаётся ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая - это деятельность, при которой создаются новые образы ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru