В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).
В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.
Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры».
С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.
Другое о педагогике:
Синонимия словообразовательных морфем
Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики. Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, ...
Методические рекомендации для студентов по выполнению лабораторной работы
Лабораторные работы выполняются в тетради по курсу «Психология» объемом 96 листов с полями, последовательно по номерам, без пропусков. Лабораторные работы записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами, никакие сокращения слов в текстах работ не допускаются. Учащ ...
Организация исследования и анализ речевого развития
Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет). Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая ф ...