Гуманизация и гуманитаризация

В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).

В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.

Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства - семиотической, семантической, иконической и др. - постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры».

С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.


Другое о педагогике:

Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые закладываются с момента его рождения. Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей ...

Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...

Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу проекта «Первые шаги в математику»
Сохранение количества и величины. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, ме ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru