Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 5

Рис.З. Информационный щит «Экобиоморфы дуба монгольского»

Помимо элементов благоустройства, направленных на повышение информативности тропы, существуют так называемые малые архитектурные формы. Они служат для повышения безопасности и комфортности тропы. В местах для отдыха устанавливают столы (высота 83 см, длина 3 м, ширина 40 см) и лавки (высота 60 см, длина 3 м, ширина 20 см). Для разрядки обстановки и снятия усталости можно повесить «универсальные барометры» (веревочка с грузом). Рядом поместить инструкцию следующего содержания:

«Если веревочка висит спокойно – погода хорошая;

если качается - ветер;

если мокрая - дождь;

если заледеневшая - мороз;

если ее не видно - значит, темно;

если упала - землетрясение».

Своеобразными объектами показа местной флоры могут быть не только живые растения, но, например, «пни». На них с помощью тонких концентрических кругов краской отмечают отдельные десятилетия, столетия или даже целые геологические эпохи. Таблички внутри этих периодов сообщат о тех или иных событиях, произошедших в это время. Конечно, все это весьма условно, так как на тропе нет пней, а тем более деревьев, проживших сотни лет. Но это необычное наглядное пособие, сразу привлекающее внимание. Экскурсанты, не торопясь, смогут изучить такую геохронологическую таблицу в процессе отдыха.

Не менее важный этап при оборудовании тропы — определение допустимых рекреационных нагрузок. Леса села Туленгут находятся на границе разных природных зон: лесостепной и смешанных хвойно-широколиственных лесов. Они многократно пройдены пожарами, и экологическая устойчивость их существенно подорвана. Поэтому для них необходимо определить рекреационные нагрузки, которые впоследствии могут привести к преждевременной дигрессии растительного покрова.

Под величиной «рекреационная нагрузка» понимается суммарное количество времени, проведенного отдыхающими на единице площади с учетом вида отдыха. Этот показатель принято измерять в чел/га. Величина предельно допустимой нагрузки — основной показатель, характеризующий устойчивость биогеоценоза. Для ее определения используют формулу:

где Rep — средняя предельно допустимая нагрузка, чел/га; Ri - предельно допустимые нагрузки отдельных участков, чел/га (в нашем случае Ri равна 2 чел/га); Si - площадь этих участков, га.

Исходя из предельно допустимой нагрузки рассчитывается рекреационная емкость территории (Е, чел) по формуле:

Если за отдельные участки принять размеры пробных площадей ЭП, то средняя допустимая рекреационная нагрузка экологической тропы «Туленгут» будет равна:

Так как тропа занимает 6,7 га, то нагрузка на всю территорию будет равна 6,7x2 = 13,4 или 13 чел. Следовательно, максимальная численность экскурсионной группы на тропе не должна превышать 13 человек.

Экологические тропы очень удобны при проведении тематических экскурсий для посетителей разных категорий и особенно как дополнение к учебным школьным программам. Оптимальный количественный состав групп позволит не только сохранить местную природу, но и будет способствовать более качественному усвоению получаемых знаний.

Таким образом, практическая реализация предложенного нами проекта позволит не только заниматься экологическим просвещением, но и сделает доступными для населения результаты научных исследований сотрудников села Туленгут.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое о педагогике:

Понятие о качественной задаче в методике обучения
По характеру и методу решения большинство исследователей подразделяют учебные физические задачи на качественные и количественные. Большинство учителей и методистов относят к качественным задачам такие задачи, которые не содержат числовых значений в условии. Однако характер условия задачи не всегда ...

Формирование мирового образовательного характера
Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем. Мировое образовательное пространство как система отвечает принципу взаимосвязи системы и среды. Его формир ...

Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru