Рис.З. Информационный щит «Экобиоморфы дуба монгольского»
Помимо элементов благоустройства, направленных на повышение информативности тропы, существуют так называемые малые архитектурные формы. Они служат для повышения безопасности и комфортности тропы. В местах для отдыха устанавливают столы (высота 83 см, длина 3 м, ширина 40 см) и лавки (высота 60 см, длина 3 м, ширина 20 см). Для разрядки обстановки и снятия усталости можно повесить «универсальные барометры» (веревочка с грузом). Рядом поместить инструкцию следующего содержания:
«Если веревочка висит спокойно – погода хорошая;
если качается - ветер;
если мокрая - дождь;
если заледеневшая - мороз;
если ее не видно - значит, темно;
если упала - землетрясение».
Своеобразными объектами показа местной флоры могут быть не только живые растения, но, например, «пни». На них с помощью тонких концентрических кругов краской отмечают отдельные десятилетия, столетия или даже целые геологические эпохи. Таблички внутри этих периодов сообщат о тех или иных событиях, произошедших в это время. Конечно, все это весьма условно, так как на тропе нет пней, а тем более деревьев, проживших сотни лет. Но это необычное наглядное пособие, сразу привлекающее внимание. Экскурсанты, не торопясь, смогут изучить такую геохронологическую таблицу в процессе отдыха.
Не менее важный этап при оборудовании тропы — определение допустимых рекреационных нагрузок. Леса села Туленгут находятся на границе разных природных зон: лесостепной и смешанных хвойно-широколиственных лесов. Они многократно пройдены пожарами, и экологическая устойчивость их существенно подорвана. Поэтому для них необходимо определить рекреационные нагрузки, которые впоследствии могут привести к преждевременной дигрессии растительного покрова.
Под величиной «рекреационная нагрузка» понимается суммарное количество времени, проведенного отдыхающими на единице площади с учетом вида отдыха. Этот показатель принято измерять в чел/га. Величина предельно допустимой нагрузки — основной показатель, характеризующий устойчивость биогеоценоза. Для ее определения используют формулу:
где Rep — средняя предельно допустимая нагрузка, чел/га; Ri - предельно допустимые нагрузки отдельных участков, чел/га (в нашем случае Ri равна 2 чел/га); Si - площадь этих участков, га.
Исходя из предельно допустимой нагрузки рассчитывается рекреационная емкость территории (Е, чел) по формуле:
Если за отдельные участки принять размеры пробных площадей ЭП, то средняя допустимая рекреационная нагрузка экологической тропы «Туленгут» будет равна:
Так как тропа занимает 6,7 га, то нагрузка на всю территорию будет равна 6,7x2 = 13,4 или 13 чел. Следовательно, максимальная численность экскурсионной группы на тропе не должна превышать 13 человек.
Экологические тропы очень удобны при проведении тематических экскурсий для посетителей разных категорий и особенно как дополнение к учебным школьным программам. Оптимальный количественный состав групп позволит не только сохранить местную природу, но и будет способствовать более качественному усвоению получаемых знаний.
Таким образом, практическая реализация предложенного нами проекта позволит не только заниматься экологическим просвещением, но и сделает доступными для населения результаты научных исследований сотрудников села Туленгут.
Другое о педагогике:
Руководство конструктивной деятельностью в старшем дошкольном возрасте
Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд ...
Уроки с измененными способами организации
1. Урок-лекция. Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации ...
Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...