Организация исследования и анализ речевого развития

Педагогическая теория » Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация исследования и анализ речевого развития

Страница 1

Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет).

Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая форма дизартрии.

Контрольную группу составили также 5 детей с с ОНР 3-го уровня

В процессе проведения эксперимента, соблюдались временные и общеутвержденные нормы присутствия дошкольнка в стенах ДОУ:

обычная для детей обстановка;

проведение обследования в первой половине дня;

задания предлагаются детям в свободное от занятий время.

Процессу проведения эксперимента предшествовало наблюдение за детьми на занятиях, на прогулке, и знакомство с ними.

Исследования проводились индивидуально с каждым испытуемым и в одинаковых для всех условиях. Для этого, с целью изучения состояния словарного запаса речи у детей с ОНР 3-го уровня были составлены две серии заданий.

Первая серия – выявление понимания, т.е уровень развития импрессивной речи. Вторая серия – выявление употребления в речи названий предметов, т.е уровень развития экспрессивной речи. (Приложене 2)

С целью количественного анализа результатов, в процессе исследования, была разработана система бальной оценки по каждому блоку заданий.

Оценка результатов:

5 баллов – дается ребенку, который безошибочно выполнил задание.

4 балла – дается ребенку, который при выполнении задания допустил 1 – 2 ошибки.

3 балла – дается ребенку, который допустил 3 – 4 ошибки.

2 балла – дается ребенку, который допустил 5 – 6 ошибок.

1 балл – дается ребенку, который при выполнении задания допустил более 6 ошибок.

0 баллов – дается ребенку, который ребенок не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.

Высокий уровень (24 – 30 баллов)

Дети правильно назвали и показали предметную группу, действия, признаки и т.д.

Средний уровень (16 – 23 баллов)

Предметы детьми названы не были, словарный запас меньше нормы по возрасту. Но данные дети при подержки логопеда поправляют свои ошибки.

Низкий уровень (15 и меньше баллов)

Дети даже при помощи логопеда, не смогли пользоваться, отступались от выполнений задания.

Таким образом, при проведении итогов данных двух серий заданий при экспериментальном подходе к исследованию, стало допустимым определять степень сформированности лексического запаса речи детей старшей дошкольной возрастной группы.

Обрабатывая, результаты, полученные в ходе проведенного обследования детей старшего дошкольного возраста, стало ясно, что в ходе изучения надо обращать внимание на два существенных момента:

количественную оценку деятельности детей;

качественную обработку, где указывается специфика ошибок.

На завершающей стадии обследования детей экспериментальных и контрольных групп был произведен разбор допущенных ошибок.

Первый блок заданий, как было указано выше, был направлен на понимание, т.е. импрессивную речь.

Экспериментальная группа:

Дети с ОНР во всей серии, касающейся импрессивной речи, допустили ошибки. В частности: Яна К. (ОНР,3 уровень) не показала, что такое «манжета», а Павел С. (ОНР,3 уровень) не знал, что показать на вопрос: Что такое катушка?

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития
Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного расск ...

История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы
Энергичное введение и бурное развитие системы социальных служб и профессии социального работника поставили перед руководителями органов социального управления и учреждений социального обслуживания сложную проблему обеспечения квалифицированными кадрами создаваемых в достаточно быстром темпе структу ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru