Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 2

По назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для целей обучения - учебно-познавательные экологические тропы. Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ, ПТУ, техникумов, вузов и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов. Очень актуальна организация экологических троп в местах стационарных исследований академических учреждений, где экскурсоводом может быть не только педагог, но и ученый, доступно и грамотно излагающий результаты своих исследований.

Решающие условия для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная емкость маршрута.

В качестве примера рассмотрим проект экологической тропы, составленный на базе экологического профиля (ЭП) «Туленгут». Он отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

Доступность. Село Туленгут расположено в 180 км от г. Костаная. Маршруты тропы спроектированы так, что начинаются сразу от конечных остановок экскурсионных автобусов. Село тупиковое, природа его окрестностей испытывает меньшее антропогенное воздействие, а леса менее подвержены пожарам, чем в окрестностях Костаная. Чтобы не нарушать растительный покров ЭП, экологическая тропа проложена в нескольких десятках метров от него.

Привлекательность и эстетическая выразительность. Здесь наблюдается большое растительное разнообразие профиля и окружающих его ландшафтов, контрастность растительного покрова в сравнении с сильно нарушенной пригородной зоной и в связи с приуроченностью к разным элементам рельефа. Склоны северной и южной экспозиции сильно различаются и по условиям произрастания, и по составу лесных сообществ.

С каждого из водоразделов хорошо просматривается противоположный склон и поэтому можно пронаблюдать смену одного типа леса другим. Экологическая тропа проходит через живописный участок сухого дубняка с кленом ложнозибольдовым (Клз) на крутом террасовидном уступе, с которого открывается красивый вид в пойму ручья. С другой стороны ЭП произрастает липняк с Клз без подлеска, чем-то напоминающий леса средней полосы Казахстана. Заслуживают внимания и старые посадки актинидии на южном склоне. Кроме этого, по ходу маршрута можно увидеть причудливо искривленные деревья, необычные грибы, следы жизнедеятельности зверей и птиц.

Информационная емкость. ЭП «Туленгут» (рис.1) представляет собой трансекту шириной 10-20 м и длиной 770 м, пересекающую от водораздела до водораздела водосборный бассейн одного из безымянных ручьев в окрестностях с. Тулегут (Мендыкаринский р-н). Трансекта проходит через серию вторичных типов леса разной степени нарушенности. В каждом из них заложена постоянная пробная площадь. На этом профиле сотрудниками Туленгутской станции с 1992 г. проводятся стационарные исследования. Поэтому экологическая проектируемая тропа вполне подходит не только для школьных экскурсий, но и для прохождения студентами практики по ботанике, экологии, биоценологии. Для каждого типа леса на ЭП описаны все ярусы, выявлены флористический и биоморфологический состав, особенности сезонной динамики видов и сообществ, изучены почвы.

Описание экологической тропы. По назначению тропа относится к типу учебно-познавательных и предназначена для проведения экскурсий с целью повышения экологической культуры населения. В пределах ее выделено три маршрута.

Рис.1. Схема экологической тропы «Туленгут». Точки-остановки: 1 — начало тропы, Астрофизическая обсерватория; 2 — аралия маньчжурская; 2а — ЭП «Туленгут»; 26 — аризема амурская; 2в — валунные выходы; 3 — дубняк с липой; 4 — лиановый участок; 5 — осинник; 6 — дубняк со спиреей; 7 — кленовый участок; 8 — пойма ручья; 9 — Экобиоморфы дуба; 10 — растения-паразиты; 11 — орхидные, венерин башмачок настоящий; 12 — волжанка; 13 — хвощ зимующий; 14 — папоротники; 15 — старая гарь; 16 — береза Шмидта, старые посадки актинидии; 17 — возобновление дубняков; 18 — «ландышевая» поляна. Условные знаки:

ЭП «Туленгут»; II — маршрут 1; III — маршрут 2; IV — маршрут 3; V — дорога; VI — безымянный ручей; VII — места для отдыха; VIII — геоботаническая площадка

Маршруты 1 и 2 предназначены для экскурсий продолжительностью до 2 ч. Их основные особенности— небольшая протяженность и высокая информационная емкость. Это очень важно для школьных экскурсий, поскольку известно, что активно воспринимать информацию учащиеся могут лишь в течение 40-60 мин. От более продолжительного маршрута они устают физически и не могут должным образом сконцентрировать внимание. Однако большое количество интересных объектов позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего маршрута.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru