Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от друга. sub zero appliance repair San Jose
От педагога требуется работать над всеми этими закономерностями одновременно, при этом соблюдая строгую последовательность в их изучении.
С самых первых занятий следует воспитывать у учащихся отношение к мелодии как к определенной осмысленной связи звуков и научить понимать их структуру (архитектонику).
При слушании мелодии учащийся должен сразу определить, в каком ладу она написана. Как правило, на начальном этапе обучения даются либо мажор, либо натуральный или гармонический минор; мелодический минор встречается реже, гармонический мажор появляется только на старших курсах; в некоторых экспериментальных методиках учащихся уже на первых занятиях знакомят и с минорной пентатоникой, а мажорная пентатоника и неклассические лады включаются в программу только на старших курсах и не всегда. Методики определения лада могут быть весьма различными – от чисто интуитивных (учащимся предлагается определить, «весело» или «грустно» звучит та или иная мелодия или аккорд) до «академических», связанных с различением на слух возникающих в мелодии или аккорде интервалов.
Основываясь на ладовых взаимоотношениях звуков, на ощущении устойчивых и неустойчивых оборотов, учащийся должен осознавать мелодию как единое целое.
Учащийся должен уметь уяснить себе структуру мелодии, количество построений, ее лад и тональность (что помогает учащемуся конкретизировать звуки мелодии, например, при записи, исходя из их ладового значения). Запоминая (или записывая) мелодию, учащийся должен осознавать ладовые связи внутри мелодии и не терять ощущения опоры на устойчивые звуки тональности (главным образом тоники).
Не менее важным и тесно связанным с ладом и структурой оказывается осознание направления движения мелодии. Уяснив себе структуру мелодии по построениям, учащийся должен представлять себе и характер движения звуков мелодии – вверх, вниз, на одном месте, отметить верхние и нижние границы мелодии, определить место кульминации. Осознавая линию мелодии, учащиеся будут различать плавное, поступенное движение и «скачки», основываясь на звукоряде и ладовых связях, и это позволит им записывать ряды звуков или интонационные обороты. Особенно это важно на ранних этапах обучения, при записи простых мелодий.
Воспитание внимания к линии движения мелодии имеет также большое значение для осознания в дальнейшем интервалов (вернее, широты шага интервала). Движение по интервалам должно быть итогом упражнений в осознании движения по ступеням лада и полной ясности графического рисунка мелодии. К помощи интервалов следует прибегать в тех случаях, когда при скачке неясно ладовое значение верхнего звука и нужно уточнить широту скачка.
Наблюдения за развитием слуха учащихся показывают [15], что широкие интервалы воспринимаются точнее и запоминаются быстрее, чем узкие. Возможно, это происходит потому, что в широком интервале разница в звучании каждого из звуков больше, ярче и поэтому легче воспринимается, в то время как в интервалах узких (секундах, терциях) эта разница очень невелика и требуется точный слух, чтобы ее ощутить.
В настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как ладовая и ступеневая системы ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха). Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки (которая попадает в учебники сольфеджио порой тоже после обработки и адаптации ее к классическим мелодическим ходам – например, из русского песенного материала полностью исключаются мажорная пентатоника, переменные размеры и т.д.). Так, существует достаточное количество учебников по джазовому сольфеджио (но они рассчитаны на учащихся не младше 3 – 4 классов, то есть уже имеющих начальную музыкальную подготовку); кроме того, на занятиях по специальности дети с самого начала исполняют произведения композиторов 20 века (Бартока, Шостаковича, Мясковского, Прокофьева) (а дети, обучающиеся на саксофоне или кларнете, с первых занятий учатся играть джаз, что связано со спецификой их инструментов – как начинающие гитаристы достаточно рано учатся играть пьесы в стиле фламенко, что тоже связано со спецификой инструмента).
Другое о педагогике:
Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...
Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...
Компьютерные игры, как один из примеров нетрадиционного урока
Обучение, как предмет человека чрезвычайно сложен по своей сути и разнообразно по формам проявления. Компьютерные игры не заменяют обычных, а компьютерные игрушки не замена «предметным» игрушкам. Компьютерные игры и управляющие компьютером игрушки должны лишь дополнять общую систему дидактических р ...