Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о музыкальном слухе

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о музыкальном слухе

Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от друга.

От педагога требуется работать над всеми этими закономерностями одновременно, при этом соблюдая строгую последовательность в их изучении.

С самых первых занятий следует воспитывать у учащихся отношение к мелодии как к определенной осмысленной связи звуков и научить понимать их структуру (архитектонику).

При слушании мелодии учащийся должен сразу определить, в каком ладу она написана. Как правило, на начальном этапе обучения даются либо мажор, либо натуральный или гармонический минор; мелодический минор встречается реже, гармонический мажор появляется только на старших курсах; в некоторых экспериментальных методиках учащихся уже на первых занятиях знакомят и с минорной пентатоникой, а мажорная пентатоника и неклассические лады включаются в программу только на старших курсах и не всегда. Методики определения лада могут быть весьма различными – от чисто интуитивных (учащимся предлагается определить, «весело» или «грустно» звучит та или иная мелодия или аккорд) до «академических», связанных с различением на слух возникающих в мелодии или аккорде интервалов.

Основываясь на ладовых взаимоотношениях звуков, на ощущении устойчивых и неустойчивых оборотов, учащийся должен осознавать мелодию как единое целое.

Учащийся должен уметь уяснить себе структуру мелодии, количество построений, ее лад и тональность (что помогает учащемуся конкретизировать звуки мелодии, например, при записи, исходя из их ладового значения). Запоминая (или записывая) мелодию, учащийся должен осознавать ладовые связи внутри мелодии и не терять ощущения опоры на устойчивые звуки тональности (главным образом тоники).

Не менее важным и тесно связанным с ладом и структурой оказывается осознание направления движения мелодии. Уяснив себе структуру мелодии по построениям, учащийся должен представлять себе и характер движения звуков мелодии – вверх, вниз, на одном месте, отметить верхние и нижние границы мелодии, определить место кульминации. Осознавая линию мелодии, учащиеся будут различать плавное, поступенное движение и «скачки», основываясь на звукоряде и ладовых связях, и это позволит им записывать ряды звуков или интонационные обороты. Особенно это важно на ранних этапах обучения, при записи простых мелодий.

Воспитание внимания к линии движения мелодии имеет также большое значение для осознания в дальнейшем интервалов (вернее, широты шага интервала). Движение по интервалам должно быть итогом упражнений в осознании движения по ступеням лада и полной ясности графического рисунка мелодии. К помощи интервалов следует прибегать в тех случаях, когда при скачке неясно ладовое значение верхнего звука и нужно уточнить широту скачка.

Наблюдения за развитием слуха учащихся показывают [15], что широкие интервалы воспринимаются точнее и запоминаются быстрее, чем узкие. Возможно, это происходит потому, что в широком интервале разница в звучании каждого из звуков больше, ярче и поэтому легче воспринимается, в то время как в интервалах узких (секундах, терциях) эта разница очень невелика и требуется точный слух, чтобы ее ощутить.

В настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как ладовая и ступеневая системы ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха). Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки (которая попадает в учебники сольфеджио порой тоже после обработки и адаптации ее к классическим мелодическим ходам – например, из русского песенного материала полностью исключаются мажорная пентатоника, переменные размеры и т.д.). Так, существует достаточное количество учебников по джазовому сольфеджио (но они рассчитаны на учащихся не младше 3 – 4 классов, то есть уже имеющих начальную музыкальную подготовку); кроме того, на занятиях по специальности дети с самого начала исполняют произведения композиторов 20 века (Бартока, Шостаковича, Мясковского, Прокофьева) (а дети, обучающиеся на саксофоне или кларнете, с первых занятий учатся играть джаз, что связано со спецификой их инструментов – как начинающие гитаристы достаточно рано учатся играть пьесы в стиле фламенко, что тоже связано со спецификой инструмента).


Другое о педагогике:

Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...

От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей
В период с ХII по ХVIII в. западноевропейские государства прошли путь от инициатив отдельных монархов и городских властей в деле создания разного рода богоугодных и лечебных заведений, где лица с умственными и физическими отклонениями могли иногда получать помощь, до создания системы светских (част ...

Обобщение знаний о гласных звуках и буквах, путешествие в волшебную страну звуков и букв
Закрепление знаний о гласных звуках и соответствующих им буквах. Выделение гласных звуков из слов Закрепление знаний о различии в артикуляции изученных гласных звуков. Формирование фонематических представлений детей на материале звуков [А], [О], [У], [И]. Закрепление навыка определения места гласно ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru