Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 2

Применение интеграционного подхода в методике обучения биологии сдерживается из-за нерешенности следующих проблем:

• не определены общедидактические и методические подходы к интеграции содержания в рамках цикла естественно-научных дисциплин;

• отсутствует теоретическое обоснование необходимости и возможности интеграции содержания образования по предмету.

Их решение возможно, на наш взгляд, посредством реализации комплексного подхода в школьном биологическом образовании.

Относительно комплексного подхода нет единого методологического понимания, его содержание по-прежнему остается малоизученным.

«Комплексный» вообще означает не просто «составной», а составленный из разнокачественных и относительно автономных компонентов. По мнению А. Ф. Кудряшова, «комплексный подход . означает требование комплексного рассмотрения объекта»

Комплексный подход требует выяснения того, где и как при решении проблем необходимо использование знаний из различных наук, когда и как должны взаимодействовать разные науки, в какие типы зависимостей они могут вступать, решение каких познавательных задач обеспечивает каждая из них. Комплексный подход предполагает ведение исследования одновременно по всем направлениям, взаимообусловлено и взаимосвязано. Это позволяет изучать не одну, а, по крайней мере, несколько сторон объекта.

Комплексный подход предполагает изучение объекта как нераздельного целого с учетом всех условий и факторов в их взаимной связи; множественность предмета и методов изучения; диалектическое единство анализа и синтеза в процессе исследования. Характерна также его ориентированность на изучение сложных системных объектов. В комплексном подходе акцент переносится на особое междисциплинарное видение действительности, направленное на познание объекта.

Важнейшее требование комплексного подхода, его фундамент - выработка единых представлений об объекте изучения.

Исходное представление можно получить, лишь опираясь на всю совокупность данных разных наук об объекте изучения. В основе построения исходного представления должен быть концептуальный аппарат той науки, которая отображает высшие уровни развития объекта (его существенные, глубинные связи и отношения).

Второе обязательное требование комплексного подхода - выделение базовой дисциплины комплексного исследования.

В качестве отличительных черт можно рассматривать обращенность комплексного подхода на взаимодействие исследуемого объекта с окружающей средой (по существу, рассматривается комплекс «объект — его окружение»).

Под комплексным подходом в обучении мы рассматриваем методологический подход с интегрированным видением учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит комплектование содержания, форм и методов обучения, включающее «всесторонность и многоаспектность теоретического анализа, выявление системообразующих факторов учебно-воспитательного процесса»

Комплексный подход как направление реализации интегральных процессов в методике обучения выполняет методологическую, формирующую (образовательную, развивающую) и конструктивную функции.

Методологическая функция состоит в обеспечении целостного единства при изучении сложных объектов и процессов окружающего мира. Это единство в учебных предметах вначале фиксируется на уровне научных фактов, понятий, законов, затем выражается во всеобщей форме, результативность которой определяется формированием обобщенных знаний (понятий, законов, общих теорий), научной картины мира и в итоге — целостного научного мировоззрения.

Образовательная функция раскрывается через формирование у учащихся общей системы знаний о биологических объектах окружающего мира, о биологических законах и закономерностях, об общенаучных понятиях, методах познания. Их формирование возможно только на основе межпредметного комплексирования знаний и способов деятельности. Это способствует созданию прочного научно-теоретического базиса знаний, что невозможно сделать в рамках одного учебного предмета. Отсюда важная роль комплексирования содержания не только в формировании целостной системы знаний, но и формировании научного мировоззрения, т.е. в выполнении воспитательной функции. Она состоит в гуманизации и гуманитаризации содержания естественнонаучного образования, в раскрытии нравственных аспектов учебного материала, в формировании ценностных ориентации, этических и эстетических идеалов учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Закончилось дошкольное детство. Именно в этот период шло формирование базовых личностных образований. Со вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Чем различаются для него эти две эпохи? Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с ...

Методика обучения подвижным играм
Изучению подвижных игр в школьных программах отводится значительное место. С их помощью учитель решает многообразные педагогические задачи, связанные с обучением двигательным Действиям, развитием физических способностей, формированием социальных качеств личности школьников. На уроках физической кул ...

Диагностика умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном учреждении «Наш ребёнок»
Особую значимость исследования детей в данном детском учреждении приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция умственного развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитан ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru