Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 5

Значительными недостатками методик организации экскурсионной работы, по нашему мнению, являются следующие:

• при разработке методик комплексного изучения природных объектов слабо отражена организация самостоятельной практической деятельности школьников творческого характера по изучению зоологических объектов;

• авторы методических рекомендаций для учителей часто уделяют внимание исключительно содержательной стороне экскурсий, подбору фактического, информативного материала, который должен быть изложен при проведении экскурсий;

• деятельность учащихся на экскурсиях осуществляется по детально разработанным инструкциям, которые не меняются в зависимости от развития исследовательских умений учащихся. В инструктивные карточки часто не включают вопросы, активизирующие деятельность учащихся, придающие ей исследовательскую направленность и проблемный характер.

Все это позволило нам предложить разработанную и апробированную структуру методики комплексного изучения природных объектов на экскурсиях, состоящую из следующих основных компонентов (схема 2).

Каждый из компонентов имеет свою функциональную особенность и назначение, которые в итоге дают общий результат изучения взаимосвязей в природе; формируют такие общебиологические понятия, как «целостность природы», «единство природной среды».

Организационно-целевой компонент включает действия, связанные с выбором средств педагогической коммуникации, применения совокупности способов, приемов и средств диагностирования и организации учащихся.

Функция мотивационного компонента — формирование общих и частных целей комплексного изучения природных объектов, чему предшествует анализ мотивов деятельности учащихся, обуславливающих эффективность экскурсий. При этом акцент делается на личностную мотивацию, что предполагает реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его интересов и потребностей.

Реализация личностно-деятельностного компонента позволяет вычленить учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность учащихся, связанную с установлением педагогически целесообразных отношений между учителем и учащимися в ходе решения учебно-воспитательных задач.

Средства, обеспечивающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, составляют основное содержание процессуального компонента.

Творческое построение интегрированного содержания комплексных экскурсий (содержательный компонент) должно быть адекватно целям и задачам биологического образования и характеру взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя.

Контрольно-управленческий компонент обеспечивает методическое руководство познавательной деятельностью учащихся. Его функция — композиционное построение учебного материала в соответствии с логикой содержания, выбор методов, приемов и средств на основе дидактической цели, интереса учащихся.

Исходя из того, что в поле зрения учащихся при выполнении заданий включаются разнообразные природные объекты, обеспечивающие комплексное видение изучаемых биогеоценозов и отдельных видов организмов, мы используем разнообразный арсенал методов и приемов. Это предполагает реализацию управленческих функций учителя через инструктирование учащихся, консультирование их в случае возникновения затруднений и ориентацию учеников на самоконтроль, и контроль, направленные на получение достоверных результатов исследования, комментирование увиденного в период экскурсии. Эти результаты обобщаются в виде четко сформулированных выводов, записей в дневниках наблюдений, оформленных таблицах, в изготовленных наглядных пособиях и т.д.

Определение форм результатов деятельности учащихся на экскурсиях составляет основное содержание результирующего компонента структуры методики комплексных экскурсий в природу. Результаты, полученные в ходе комплексного изучения природы, могут быть использованы для подтверждения универсальности биологических явлений и закономерностей, при рассмотрении проблем других дисциплин естественно-научного цикла, могут выступать в качестве пропедевтических и межпредметных связей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР
речь недоразвитие дошкольник лексика В процессе развития ребёнка, как общего, так и речевого его словарный запас обогащается. Одновременно с этим происходит и его качественное развитие. Поэтому когда ребёнок начинает осмысленно воспринимать значение слова, то повышается и уровень его обобщения, уро ...

Диагоностика самооценки школьников
Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна. Широко распространены в школьной практике тесты, направленные на исследование самооценки. Приведем, несколько примеров диагностики самооценки школьников разных возрастных групп (Тест "Лесенка" (4 – 6 лет), тест " ...

Этнологические основы современной теории миграционной педагогики
В настоящее время средствами массовой информации уделяется пристальное внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения. Существующие различия интересов социальных групп и слоев, различия положения людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают мн ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru