Уровень образовательной мотивации учащихся

Педагогическая теория » Развитие образовательной мотивации школьников » Уровень образовательной мотивации учащихся

Критериями сформированности образовательной мотивации учащихся выступают:

· доминирующая группа мотивов образовательной деятельности учащегося. Мотивация к определенной деятельности у данного индивида – это совокупность стойких и достаточно сильных мотивов;

· степень активности учащегося в образовательной деятельности. Согласно мнению Г.И. Щукиной «понять, зафиксировать, увидеть проявление того или иного мотива или их совокупности можно через оценку активности, проявляемой человеком в данной деятельности».

Доминирующая группа мотивов изучается с точки зрения их позитивного либо негативного характера.

Доминирующая группа образовательных мотивов является позитивной, если мотивы направлены на деятельность, процесс и результат которой значимы для человека. К таким доминирующим группам относятся: удовольствие от самого процесса образовательной деятельности, значимость для учащегося «положительного» результата деятельности (достижение образованности), «моральная мотивирующая сила» вознаграждения.

Доминирующая группа мотивов рассматривается как негативная, если мотивы проявляются в том, что деятельность, которую осуществляет человек, не представляет для него ценности. Это группы мотивов: значимость для учащегося непосредственного результата деятельности (получение документа об образовании); «материальная мотивирующая сила» вознаграждения; принуждающее давление со стороны окружающих.

Определение уровня образовательной мотивации зависит от характера доминирующей группы мотивов и наличия (либо отсутствия) ключевой проблемы в образовательной деятельности учащегося, (например: он не проявляет субъектности и/или не понимает логики осуществления собственной образовательной деятельности и/или ограничена образовательная среда).

Так, высокий уровень образовательной мотивации присущ тем учащимся, у которых выражен позитивный характер доминирующей группы мотивов образовательной деятельности и отсутствуют проблемы в ее осуществлении. Учащиеся, у которых выражены все характеристики образовательной деятельности на позитивном уровне, кроме широты образовательной среды, в которую они включены, имеют уровень выше среднего.

Средний уровень образовательной мотивации – у тех учащихся, у которых доминирует группа мотивов позитивного характера, выражена субъектная позиция при осуществлении образовательной деятельности, но ограниченна образовательная среда и имеются затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности. У учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов, проявляющих субъектную позицию при осуществлении образовательной деятельности, с ограниченной образовательной средой и испытывающих затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности уровень ниже среднего.

Низкий уровень образовательной мотивации характерен для учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов образовательной деятельности, испытывающих затруднения в субъектности, понимании логики и широте осуществления собственной образовательной деятельности.


Другое о педагогике:

Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия : образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы : эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...

Место и роль курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя технологии
Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и её упр ...

Роль и значение экспериментальных заданий в школьном курсе физики
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает осталь ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru