Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Необходимость создания предметной развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, С.Л. Новосёлова и др.), концепцией дошкольного воспитания, требованиями государственного образовательного стандарта.
В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С.Л. Новосёлова), принципы и варианты построения (В.А. Петровский, Л.М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю.С. Мануйлов).
Схема 2. – Основные элементы предметной развивающей среды.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий. В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка.
Концепция В.А. Петровского рассматривает ряд принципов построения предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях:
· Дистанции;
· Активности;
· Стабильности и динамичности;
· Комплексирования и гибкого зонирования;
· Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
· Открытости и доступности;
· Учёта половых и возрастных различий детей;
· Соответствия возрасту;
· Эстетического оформления .
Р.М. Чумичева при конструировании социокультурной пространственно-предметной среды разработала следующие принципы:
· Стимулирующий исследовательскую деятельность и активность ребёнка;
· Удовлетворяющий потребности в культурно-ценностном познании, преобразовании, переживании при учёте возраста дошкольников;
· Творческо-гуманной направленности;
· Свободы и самостоятельности;
· Интегративности;
· Диалогичности;
· Гуманитарности.
Соблюдение вышеуказанных принципов построения предметно-развивающей среды делает её саморазвивающейся и развивающей ребёнка.
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предлагают примерные варианты подбора материалов и оборудования .
Другое о педагогике:
Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия
: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы
: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...
Организация обучения по развитию креативных способностей школьников
средствами творческих заданий в учебном процессе
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесл ...
Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в
музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...