Практическое применение краеведения на уроках литературы

Педагогическая теория » Краеведение на уроках литературы » Практическое применение краеведения на уроках литературы

Страница 1

Цель занятия

: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации.

Основные методы и приемы

: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с целью научить школьников обобщать, работать с источниками).

Оформление доски

: Тема занятия; портрет Константина Случевского, фотографии Кольского полуострова, на правой части доски эпиграф:

И подумаешь, бросив на край этот взоры:

Здесь когда-то в огнях допотопной земли

Кто-то сыпал у моря высокие горы,

И лежат они так, как когда-то легли.

К. Случевский.

Ход урока

1.

Лекция.

Учитель: Поэзия Кольского Севера возникла и формировалась подобно всем окраинным литературам. Первоначально это было творчество коренного населения, произведения фольклора. В дальнейшем, в конце 19 века и в первой половине 20, стихи создавались приезжавшими на Кольский полуостров поэтами. Они рассказывали о впечатлениях, полученных от посещения далекого и необычного для них края.

Первым поэтом, посетившим наши края, был Константин Случевский, побывавший на Кольском полуострове в 1885 году. После поездки он написал цикл стихотворений «Мурманские отголоски», посвященный другу-журналисту С. С. Трубачеву. Этот цикл содержит 12 стихотворений. Он был задуман и осуществлен Константином Случевским как попытка воплотить в слове, в художественном образе первозданность, красоту и музыкальную мощь северной природы.

Реализация домашнего задания

Учитель: Вашим домашним заданием было прочитать цикл стихотворений Константина Случевского «Мурманские отголоски». Какое стихотворение открывает его?

Ученики: Открывает цикл стихотворение без названия «Будто в люльке качает». Уже первая строчка передает непосредственное впечатление путешественника, прибывшего к северным берегам. В этом стихотворении впервые в поэзии на мурманском материале поставлена проблема взаимосвязи творческой силы мысли и морской стихии, более широко – противостояния и непростого соотношения человека и природы. Для автора несомненно, что мировые стихии природы первородны, они до человека и вне человека. Север предстает в стихах Случевского как мир древний, холодный и неприступный:

Неподвижны очертанья

Здешний скал и островов:

Это летопись страданья

Исковерканных пластов,

Эпопея или драма

Жизни каменных пород!

Небеса и море – рама,

Та же вся из года в год.

Учитель: Этот мир кажется неподвижным, он всегда из года в год один и тот же. Нужно помнить, что поэт наблюдал нашу погоду более века назад. Но и у него неподвижность, неприступность – только рама, фон многообразной, пестрой и полнокровной внутренней жизни природы. Цикл стихотворений разворачивается как ряд сменяющих друг друга экзотических картин.

Константин Случевский сравнивает Северную природу с Альпами и с Крымом, с Адриатикой и Геллеспонтом. Это позволяет автору оттенить ее своеобразие, сходство и несходство с другими краями земли. Случевский замечает вечного солнца полуночный лик, груды ребер китов погибших, двухсотлетние пигмеи-сосенки, что едва-едва кустов повыше.

Необходимость адекватно выразить в слове силу и мощь природы обращает поэта к сказочным мотивам. Скалы вдоль залива напоминают ему чудодейные дворцы, волны перед бурей – витязей шеломы, поселения людей – причудливые сказочные города. Понятие сказочности возникает в двух ликах. При описании жизни природы, для воплощения ее энергии, динамизма:

Волны – витязей шеломы,

Бури рев – их голоса!

Блещут очи…

Или экзотики, своеобычности:

Здесь, в заливе скалы

В чудодейные дворцы.

Для чего еще служит мотив сказки?

Ученики: Однако мотив сказки служит и для выражения потрясенности путешественника, занесенного за тридевять земель и обнаружившего, что и здесь теплится человеческая жизнь. Жизнь людей, как и жизнь природы, ни на что, виденное ранее, не похожа. В этом случае мотив сказочности должен выразить удивление древностью и красотой бытового уклада людей. Стих приобретает этнографический характер, по форме – ритм и интонацию пушкинских сказок. Периодически поморские селения пустеют – мужской народ в море на лето уйдет. И тогда бабы правят города, и чтоб бабам тем помочь, светит солнце день и ночь. Вполне можно увидеть в описании такого уклада жизни необычное, но это только антураж. На самом деле быт поморов традиционен и прост. У мужиков – тяжелый мужской труд, промысел, жизнь в постоянном соседстве со смертью. У баб – ожидание своих кормильцев, мольба за них перед богом. Константин Случевский не может не видеть драматизм повседневной жизни северян:

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Процессы памяти при обучении лексической стороне речи
В изучении иностранных языков находят свое выражение сложные процессы памяти. Психологические исследования в области памяти имеют для методики обучения иностранному языку особенно важное значении. Изучение свойств памяти помогает понять закономерности усвоения владения языком. Согласно словарю памя ...

Методическая редукция учебного материала
Прием До редукции После редукции Лингвистическая трансформация контур Контраст Нюанс линия Различие Сходство Операциональное определение Равновесие - состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой и Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основн ...

Технологии природоохранной деятельности
Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия «в работе самой природы». Это положение выражается в формуле «мы природе». Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru