Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Педагогическая теория » Полихудожественный подход на уроках музыкальной литературы » Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Страница 1

полихудожественный урок музыкальная литература

Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского. С 60-70-х годов вопросы комплексного взаимодействия искусств получили систематическую научную проработку и вошли в практику многих учителей.

Комплексное взаимодействие искусств рассматривается практиками как их взаимное иллюстрирование или параллельное действие. Роль искусства редуцируется до функции эмоционального усиления общезначимых понятий о действительности и морали. Сказывается укоренившееся в последнее время сведение художественного воспитания к художественному образованию и искусствоведческой деятельности.

Взаимосвязь искусств сводится к изучению сходства приемов профессиональной деятельности и к передаче образов одного искусства средствами другого. При этом взаимодействие рассматривается лишь как позитивное явление, в то время как существует их интерференция, отрицательное воздействие (когда привлечение одного затрудняет полноценное общение с другим: зрелищным – для чтения, кино и мультипликация – для рисования, графические навыки письма и рисования несовместимы в большинстве фонетических языков.

Следует различать четыре типа взаимодействия искусств:

межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана;

сочетание предметов обязательного цикла с занятиями других видов искусств во внеурочное время;

преподавание искусств на полихудожественной основе – с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства;

комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе.

Исследование четвертого (собственно комплексного) типа организации занятий позволит раскрыть педагогическое содержание первых трех, в противовес их стихийному рядоположенному иллюстрированному сочетанию.

«Полихудожественное воспитание – такая форма приобщения школьников к искусству, которая позволяет понять истоки разных видов искусств и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства, в отличие от монохудожественного подхода к преподаванию, когда занятия строятся на основе изолированной профессиональной системы одного какого-то вида художественной деятельности».

Взаимодействие искусств отличается от их интеграции. Взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например, как взаимное иллюстрирование при общей теме урока (состояние природы, время года, явление социальной или личной жизни).

Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Это зависит от возраста и генетической последовательности развития органов чувств и элементов художественной деятельности, имеющих всеобщее значение (пространства, цвета, композиции). Интеграция является более глубоким способом развития целостного художественного сознания, чем простое взаимодействие готовых художественных произведений. Интеграция близка понятию синтеза (синестезии), взаимодействию органов чувств, синкретизму.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Возрастные особенности подростков 10-12 лет
учебный тренировочный футболист физический Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Исход ...

Реализация условий формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия: включение детей и их родителей в специальные занятия п ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru