Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Педагогическая теория » Полихудожественный подход на уроках музыкальной литературы » Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике

Страница 2

Таким образом, «комплексный подход или комплекс искусств есть способ организации художественного воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, трудовым, физическим и другим развитием личности. Комплекс искусств – это значит, что дети не просто получают навыки пения или рисования, но всесторонне готовятся к участию в многообразной художественной жизни общества и учатся обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия».

Искусство связано с активным заинтересованным творческим отношением ребенка к окружающей действительности, требует определенных способов опредмечивания, материализации детских представлений в словах, мелодиях, красках, театрализованных музыкально-игровых действиях.

Характерной для нашего времени огромный скачок в развитии научно-технической базы закрепляет несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека. Углубленный анализ научных подходов к проблеме свидетельствует, таким образом, о превалировании точки зрения на искусство, и музыке в том числе, как на первостепенное звено освоения реальной жизни человека.

Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра эстетического воспитания Российской академии образования и принадлежит доктору педагогических наук, профессору Б.П. Юсову. Полихудожественный подход – это качественно новый уровень работы с детьми, при котором недостаточно взаимного иллюстрирования и примеров из других искусств, при котором происходит раскрытие внутреннего родства образов и перевод, перенос, преображение данного образа из слова – в жест – в движение – в звук – в цвет – в форму – в пространство – и т.д.

Ученый разработал педагогическую систему модальностей (словесных, двигательных, кинестетических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых), внутри которой проследил образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста, на уровне творческих процессов. Модальность можно перевести с английского как обозначение принадлежности к определенной системе ощущений (анализатору) при восприятии.

По мере формирования всей многоуровневой системы восприятия художественных модальностей образов развивается способность полифонического многостороннего целостного отображения явлений окружающего мира и перевода их в художественные образы высокого духовного содержания (полифоническая, интеллектуальная и нравственная эйдетика). Система экологических модальностей художественного проявления человека иерархически свертывается по нисходящей, от звука к словесным формам, которые позволяют перейти к продуктивному творческому процессу в традиционных формах и видах искусства. «Таким образом, может быть построена иерархичная и полимодальная система художественного развития ребенка как на материале нескольких искусств, так и в рамках занятий одним их них», утверждает Б.П. Юсов.

На концептуальном уровне ученый обосновывает модель многоуровнего полихудожественного пространства, состоящую из экзисистемы и экосистемы видов художественного проявления. В основе экзисистемы лежит рационально организованное практическое действие, творчество; в основе экосистемы – воображение, опирающееся на определенную совокупность психических процессов, лежащих в основе внутренней духовной жизни людей, обеспечивающих им выход в жизненное пространство, связь с жизнью и с живыми общественными интересами. Результатом развития личности и ее структуры восприятия является способность к полифоническому синтезу художественных модальностей и развития полифонического воображения. Педагогическая суть «закона воображения» заключается в том, что «занятия искусством должны выводить на определенный уровень внутреннего воображения явлений жизни в искусстве». Такова сверхзадача деятельности педагога и алгоритм инициирования полифонического воображения.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи
Далее рассмотрим методику подготовки к написанию сочинений Л.А. Ходяковой, адаптированную под различные жанру сочинений. Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в ...

Педагоги-философы Русского Зарубежья конца 19 – начала 20 веков
Наиболее отличительной чертой развития педагогической науки России и русского зарубежья на рубеже 19-20 столетий было существование самых разных течений. Некоторые русские педагоги работали в эмиграции и пытались осмыслить философские, психологические, культурологические, религиозные проблемы стано ...

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru